Защита от контрафакта: как отстоять свои права на интеллектуальную собственность?
Контрафакт — это уже давно обычное явление в жизни россиян. За первый квартал 2022 года специалисты Федеральной таможенной службы выявили 4,6 млн единиц поддельного товара. При этом, как заявили в ФТС, параллельный импорт не способен пресечь поставки контрафактных товаров. В результате продажи контерфактных товаров, правообладатели понесли ущерб в размере 870 млн рублей. В данной статье мы расскажем о том, как бизнес может защитить свои права и почему контрафакт представляет опасность для каждого из нас.
Что такое контрафакт
Слово "контрафакт" происходит от французского и латинского корней. В переводе с французского на английский "contrefaction" означает подделку, а его составляющие части "contra" и "facere" соответственно переводятся как "против" и "делать". Контрафактная продукция является объектом законодательства, как в России, так и во многих других странах.
Согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ, продукция может быть признана контрафактной, если ее изготовление, распространение или использование нарушает права интеллектуальной собственности. К примеру, в России контрафактом могут считаться товары, нанесенные маркировкой, напоминающей имя известной компании, однако с небольшой ошибкой в названии. Например, Abibas вместо Adidas или Simenc вместо Siemens.
Кроме того, к контрафакту относятся и продукты, на которых нанесены копии логотипов, запатентованные технологии, а также музыкальные, литературные и художественные произведения, использование которых не соответствует правам их владельцев.
Важно проверять товарные знаки своих поставщиков, чтобы убедиться в законности их продукции. Это можно сделать через специализированные сервисы, сравнивая их с национальными и международными базами данных товарных знаков. Проще всего это сделать, обратившись за помощью к юристам и экспертам в области интеллектуальной собственности.
Недостатки онлайн-шопинга
Один из главных недостатков онлайн-шопинга - риск столкнуться с подделками. В России наиболее подвержены подделкам такие товары, как алкоголь, табак, красная икра, одежда и обувь, детские игрушки, парфюмерия и косметика, лекарства, продукты питания, а также люксовые продукты.
Если вы замечаете на маркетплейсах дешевые товары известных брендов или товары в некачественной упаковке, то, скорее всего, это подделка. При выборе приобретаемого товара следует обращать внимание на следующие факторы:
- является ли продавец официальным представителем бренда;
- ИП не может быть официальным продавцом брендовых товаров;
- упаковка товара и его описание должны соответствовать качеству и не иметь ошибок;
- рекомендуется ознакомиться с отзывами и рейтингом продавца на площадке.
Если это возможно, рекомендуется приобретать товары у официальных дистрибьюторов, чтобы уберечь себя от покупки поддельных товаров. Некоторые производители также используют специальные маркировки, которые помогают отличить оригинальный товар от подделки.
Кроме того, существует возможность проверить товар на подлинность, воспользовавшись сервисами проверки кодов и штрих-кодов на упаковке продукта. Некоторые официальные сайты производителей также рекомендуют проверять данные о продукте на их сайте, чтобы убедиться в его подлинности.
Для защиты прав потребителей, товарные знаки могут быть зарегистрированы в таможенном реестре. В частности, это помогает предотвратить импорт поддельных товаров. Однако, такая регистрация подразумевает определенные процедуры и стоимость услуг обычно определяется индивидуально.
Какую опасность несет контрафакт?
Прежде всего, торговля поддельными товарами может нанести вред здоровью общества. Если речь идет о лекарствах и продуктах питания, то они могут стать причиной серьезных заболеваний. Во-вторых, как и любая незаконная деятельность, выработка и распространение фальшивых изделий не приносит доход государству. В-третьих, это отрицательно сказывается на интересах правообладателей, так как:
- Ущемляется их законная прибыль;
- Снижается спрос на оригинальный товар;
- Теряется доверие покупателей;
- Необходимо вкладывать большие средства в рекламу и продвижение оригинального товара, который был подорван брендированным контрафактом.
В статье рассмотрим виды недобросовестного поведения на рынке товаров и услуг - фальсификат, контрафакт и параллельный импорт - и разъясним различия между ними.
В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фальсифицированный товар - это продукция, в отношении которой информация о производителе или составе не соответствует реальности. Однако, важно отметить, что фальсификат может быть законно произведенным товаром с нарушением технологии или состава. В этом случае, производители товаров не всегда нарушают права интеллектуальной собственности.
Контрафактный товар имеет более широкое определение и подразумевает нарушение прав интеллектуальной собственности. Продукция, которая имеет товарный знак, поддерживающий ее производительский бренд, но при этом является поддельной, является контрафактом. Это приводит к значительным экономическим потерям для компаний и возможным рискам для здоровья потребителей.
Однако, контрафактный товар следует отличать от продукции, поступающей в Россию в рамках параллельного импорта. Параллельный импорт - это законный вывод продукции, в данном случае, за пределы России и ее последующее ввоз в Россию без нарушения авторских прав. Однако, в тоже время, производители могут рассматривать это как нарушение их интересов.
В заключение, понимая различия между фальсификатом, контрафактом и параллельным импортом, мы можем принимать правильные решения и выбирать товары, которые соответствуют отечественным стандартам качества и не нарушают прав интеллектуальной собственности.
Нарушение прав интеллектуальной собственности подлежит защите со стороны государства. Существует несколько способов защиты прав на интеллектуальную собственность. При этом предприятия и предприниматели должны самостоятельно выбрать тот способ, который наиболее соответствует характеру нарушенного права и его последствиям.
По общему правилу гражданско-правовая ответственность за подделку продукции наступает только при наличии вины нарушителя. В этом случае доказывать отсутствие вины обязан сам нарушитель. Гражданско-правовыми мерами защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются: признание права на объект интеллектуальной собственности, прекращение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, возмещение убытков, изъятие и уничтожение материального носителя, в котором выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации у незаконного владельца, публикация решения суда о факте нарушения.
Нарушители в сфере прав интеллектуальной собственности привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 1253 Гражданского кодекса РФ в качестве меры ответственности за неоднократное или грубое виновное нарушение прав интеллектуальной собственности предусматривает ликвидацию юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению суда.
Перед регистрацией интеллектуальной собственности следует проверить свой товарный знак на уникальность. По выбору правообладателя вместо возмещения убытков (а их довольно трудно обосновать) нарушителя в гражданско-правовом порядке могут обязать выплатить компенсацию.
Основными мерами административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности являются штраф и конфискация контрафактной продукции, а также материалов и оборудования для их создания и воспроизведения. Размер штрафа зависит от объекта посягательства, вида незаконных действий и субъекта правонарушения.
За нарушение патентных прав лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ или лишения свободы на срок до 2–5 лет. Если эти действия совершены организованной группой, срок лишения свободы может быть увеличен до шести лет.
Несмотря на наличие серьезных мер ответственности, производство и реализация контрафактной продукции продолжают оставаться распространенными явлениями в России. Если же права предпринимателя были нарушены, следует использовать различные гражданское-правовые, административные и уголовные меры защиты.
Методы борьбы с контрафактом
Для начала рассмотрим способы, которые упрощают выявление нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. В России для этого был создан специальный инструмент — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который начал работу в 2004 году. Для экспорта или импорта товаров с использованием объектов интеллектуальной собственности в этой базе можно быстро выявить нарушения исключительных прав. Например, если товар внесен в реестр, то сотрудники таможни имеют право задержать его и провести проверку. При подтверждении факта подделки нарушитель привлекается к административной ответственности, а правообладатель получает возможность обратиться в арбитражный суд для получения компенсации.
Для внесения объекта (товарного знака, наименования места происхождения, объекта авторского или смежного права) в реестр необходимо обратиться в Федеральную таможенную службу с заявлением, рассмотрение которого может занять до одного месяца. Охрана этого вида предоставляется на два года со дня внесения объекта и может быть продлена неограниченное количество раз.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности насчитывает сейчас 5857 объектов, большая часть которых — товарные знаки. В товарной структуре преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.
Но если права нарушены, то применяются два основных способа борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности: досудебный и судебный порядок. Существуют формы досудебной защиты прав интеллектуальной собственности, такие как направление досудебной претензии нарушителю, обращение в полицию с заявлением о привлечении нарушителя к административной или уголовной ответственности, а также обращение в антимонопольную службу.
Кроме того, можно предпринимать меры для восстановления нарушенных прав и прекращения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, такие как обращение к партнерам, заказчикам и покупателям нарушителя, сообщение в Роспатент об обстоятельствах, которые препятствуют законной регистрации товарного знака. Основная цель досудебных мероприятий — максимально быстро прекратить нарушение и достичь компенсации.
Однако, если такие меры оказались недостаточными, то остается только один путь – обращаться в суд. Споры об нарушении прав интеллектуальной собственности, рассматриваются в арбитражном суде. Для этого правообладатель или его представитель обращается в государственный орган с исковым заявлением в соответствии с процедурами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Начиная с 2013 года, появилась возможность подавать иск и вести дело в Суде по интеллектуальным правам.
Споры, связанные с правами интеллектуальной собственности, относятся к сложным, так как они могут быть связаны со специфическими правовыми вопросами, выявлением и доказательством факта нарушения, а также с большим количеством форм защиты прав.
Защита интеллектуальной собственности находится в фокусе внимания не только правообладателей, но и органов государственной власти. Согласно информации Судебного департамента при Верховном суде РФ, арбитражными судами субъектов РФ за 2019 год рассмотрено более 20 000 дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности, а общий объем заявленных требований составил 139,4 млрд рублей. По результатам рассмотрения дел в пользу правообладателей было взыскано 4,4 млрд рублей, что в среднем составило 283 000 рублей.
Стоит отметить, что продажа контрафактной продукции может превосходить объемы реализации оригинальной продукции, что серьезно подрывает бизнес и нарушает права правообладателей. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо зарегистрировать свои интеллектуальные права и внести объекты интеллектуальной собственности в реестр Федеральной таможенной службы ТРОИС.
Важно отметить, что в мае 2022 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило список товаров для параллельного импорта, а в июле и августе Минпромторг расширил перечень товаров новыми позициями. Это свидетельствует о том, что вопрос защиты интеллектуальной собственности остается актуальным и нуждается в принятии дополнительных мер.
Согласно действующему законодательству, нарушение правообладателей, вызываемое действиями контрафактных продавцов, может быть успешно пресечено. Тем не менее, для предотвращения негативных последствий такого вида деятельности необходимы специальные знания и опыт в сфере споров по интеллектуальной собственности, а также поддержка юриста.
В борьбе с пиратством необходима помощь только опытных юристов, которые могут разработать комплексную стратегию и применить все возможные меры для урегулирования спора. Сотрудничество с адвокатами и судебными юристами позволяет:
- своевременно обнаруживать контрафактную продукцию;
- фиксировать документально факты нарушения авторских и других прав;
- проводить предварительное расследование;
- определять методы защиты;
- направлять заявления в государственные органы;
- эффективно решать судебные споры.
Руководитель практики разрешения споров компании PATENTUS Дарья Гжимек рассказывает, как выбрать юриста по вопросам интеллектуальной собственности и какие преимущества предоставляют профессионалы:
«Главная задача юриста по интеллектуальной собственности – максимально быстро прекратить нарушение и добиться достойной компенсации. Для достижения успеха необходимы знания и навыки, а также эффективное использование всех инструментов, имеющихся в практике.
Специалисты компании PATENTUS используют мониторинг контрафактной продукции в интернете, проводят контрольные закупки и взаимодействуют с покупателями и партнерами нарушителей для сбора доказательств в делах. Кроме того, применяются стандартные меры, такие как обращения к контрольно-надзорным, правоохранительным и регистрирующим органам. Однако при выборе юриста по вопросам интеллектуальной собственности необходимо обращать внимание на профиль его деятельности и компетенцию. Дела в этой категории требуют принципиально новых решений, которые возможны лишь при постоянном участии в судебных делах. Надежным и успешным партнером в таких вопросах может стать только опытный профессионал».
Примером хорошей практики является иск клиента компании PATENTUS, который был обращен в суд для защиты исключительных прав на товарный знак Maverick. Компания, нарушившая право, продавала велосипеды, на которых был незаконно размещен товарный знак Maverick. Товар, этикетки и упаковка были контрафактными. Арбитражный суд города Москвы рассмотрел дело и вынес решение по которому была взыскана компенсация в размере 5 млн рублей, что составляет двукратную стоимость реализованных товаров.
Официальный сайт компании PATENTUS. URL: https://patentus.ru/.
Фото: freepik.com