Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу
Сегодня множество автовладельцев пользуются возможностью быстрой езды на машинах с турбированными двигателями. Эти двигатели используют турбокомпрессоры, которые увеличивают мощность на 30% и даже 40%. Тем не менее, турбина, которая является механизмом, со временем изнашивается и становится необходимо ее ремонтировать. Нельзя откладывать ремонт турбины, так как это может привести к поломке двигателя. В данной статье мы расскажем о причинах возникновения неисправностей, способах их предотвращения, а также о том, как происходит процесс ремонта и где можно обратиться за его выполнением.
Почему турбокомпрессор может выйти из строя
Механизм турбокомпрессора использует выхлопные газы для сжатия и нагнетания воздуха в двигатель, и устанавливается в выхлопной системе между выпускным коллектором и выхлопной трубой. Турбокомпрессоры устанавливаются на бензиновые и дизельные двигатели, и различаются по температурным режимам работы. Бензиновая турбина работает при более высокой температуре, поэтому используются сплавы большей жаропрочности.
По статистике, турбокомпрессор чаще выходит из строя, чем другие части двигателя, потому что его работа зависит от исправности всей системы автомобиля. Турбина вращается до 250 000 оборотов в минуту и подвергается высокой температуре до 1000 градусов, поэтому зависит от безупречной работы систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной системы, а также системы вентиляции картерных газов.
Несмотря на то, что турбокомпрессор - достаточно надежное устройство, повреждения могут возникнуть по следующим причинам:
- Некачественное или загрязненное масло - моторное масло загрязняется сажей от сгорания топлива в процессе эксплуатации. Если двигатель еще может кратковременно работать на грязном масле, то для турбокомпрессора это смертиельный удар. Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и даже небольшая частица может оставить царапины. Для турбированных двигателей необходимо использовать специализированное масло высокого качества, которое создаст хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, что исключит сухое трение и повышенный износ.
- Недостаточное количество масла - если масло не проходит через турбокомпрессор, температура внутри корпуса резко повышается, из-за чего масло начинает сворачиваться и приводить к закоксовыванию лопаток турбины. Это может произойти из-за неисправности масляного насоса, деформации трубок или недостаточного количества масла.
- Попадание инородных частиц - при всасывании воздуха в турбину могут попадать посторонние предметы, такие как песок, грязь, и насекомые. Это приводит к деформации и стачиванию лопастей турбины, которые могут засоряться отколовшимися фрагментами клапанов и свеч накала, кусочками герметика. Воздушный фильтр должен регулярно заменяться, чтобы избежать подобных ситуаций. Если трещины на коллекторе не удаляются вовремя, то это приводит к дисбалансу ротора, и замена турбины уже практически невозможна.
- Засорение выхлопной системы - для повышения экологичности двигателей на них устанавливают катализаторы и фильтры. Однако при наличии такой конструкции может возникнуть уменьшение проходимости выхлопа, создавая неблагоприятное давление на вал турбокомпрессора и повышенный износ подшипника. Катализатор должен меняться каждые 150 000 км.
- Несоблюдение условий эксплуатации - так называемые "холодные запуски" передвижения автомобиля с неогретым двигателем могут неблагоприятно повлиять на детали турбокомпрессора, поскольку он зависит от масла и доступа масла на детали. Также некоторые автомобилисты допускают большие интервалы между заменой масла (рекомендуется менять масло каждые 10 000 км).
Как восстановить турбокомпрессор: от стадии диагностики до установки
Турбокомпрессор может дать знать о своей неисправности увеличенным расходом масла, снижением производительности двигателя, появлением посторонних шумов и выхлопа чёрного цвета. Не стоит подходить легкомысленно к задаче восстановления турбокомпрессора. Её решение требует серьезного подхода и специализированного оборудования. Лучшим вариантом для получения полного анализа неполадок и качественного ремонта будет обращение в квалифицированный автосервис.
В технических центрах процесс восстановления турбокомпрессора состоит из следующих этапов:
1. Диагностика электронных узлов
Специалисты проводят полную компьютерную диагностику электронных узлов для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля.
2. Осмотр турбины
Осматривают турбину для проверки ее целостности; определяют, прослеживаются ли осевой люфт и потеря масла; оценивают состояние клапана вестгейта.
3. Демонтаж и дефектовка
Демонтируют и разбирают турбокомпрессор, проводят визуальную дефектовку.
4. Чистка
Разобранную турбину отправляют на чистку. Для начала ее отмывают в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне. Это снимает все масляные отложения и позволяет выявить образовавшиеся трещины. Затем неповрежденные детали турбокомпрессора отправляют на обработку в пескоструйную камеру. Мощная струя мелкодисперсного песка может удалить самые сложные загрязнения и налет. В конце проводится полировка деталей.
5. Сборка
Прошедшую все уровни очистки турбину отправляют на сборку. При необходимости вышедшие из строя детали заменяют на новые.
6. Балансировка
Турбокомпрессор проходит три этапа балансировки. Сначала балансируется ротор, потом ротор с колесом и в последнюю очередь сам картридж.
7. Тестирование
Далее турбину тестируют на специализированных стендах. Чтобы сымитировать рабочие условия двигателя, турбокомпрессор вращают до 180 000 оборотов в минуту при одновременной подаче масла под давлением. На данном этапе происходит выявление остаточного дисбаланса ротора.
С помощью прибора-тестера анализируют состояние актуаторов — электронных или механических клапанов.
8. Установка
Отремонтированную турбину устанавливают на автомобиль, проверяют патрубки и интеркулер на герметичность с помощью дымогенератора.
На всех этапах ремонта турбокомпрессора должна соблюдаться идеальная чистота, ведь даже мельчайшие частицы грязи могут привести к быстрому износу запчастей. Повторная компьютерная диагностика завершает процедуру восстановления турбокомпрессора.
Если вы владелец бензинового двигателя, то нужно учитывать, что неполадки могут возникнуть в катализаторе из-за его засорения. В такой ситуации рекомендуется демонтировать каталитический конвертер и заменить на новый. Также можно попробовать более бюджетный способ и перепрошить блок управления двигателем. Кстати, в процессе восстановления турбокомпрессора дизельных автомобилей такой же процедуре подвергается сажевый фильтр.
Чтобы турбокомпрессор работал нормально, важно следить за исправностью клапана ЕГР. ЕГР (от англ. Exhaust Gas Recirculation) — это система, отвечающая за снижение уровня выброса оксидов азота. Как и в случае с катализаторами и сажевыми фильтрами, клапан ЕГР тоже подвержен засорению. Также причиной ухудшения его работы может быть неисправность датчика положения или протечка охладителя системы. За своевременное внимание к клапану ЕГР, катализатору и сажевым фильтрам можно продлить срок службы турбокомпрессора и предотвратить многие возможные причины его поломки.
Вопрос, возможно ли самостоятельно отремонтировать турбину автомобильного двигателя, заставляет задуматься некоторых владельцев транспортных средств. В их мнении, обращаться за помощью в специализированный сервис не обязательно, если имеются определенные навыки автомеханика. Как правило, самостоятельная попытка восстановления турбокомпрессора сводится к демонтажу, разборке, очистке, дефектовке, замене необходимых деталей, сборке и монтажу.
Естественно, успешные результаты могут быть достигнуты только в тех случаях, когда эта процедура начинается с грамотной диагностики неполадок. Однако, без специального оборудования и определенных знаний, допустить ошибки при проведении ремонта турбины крайне легко. Многие процедуры, как, например, компьютерная диагностика, могут быть выполнены только при помощи специализированных стендов, которых нет у обычного автолюбителя.
Желание обойти процедуру обращения в сервис и сэкономить деньги может привести к итоговым убыткам. Ошибочное вмешательство может нанести больший вред двигателю, чем устранить проблему. Недостаток оборудования и знаний в автомеханике может привести к серьезным ошибкам в балансировке ротора и картриджа, а также препятствовать проведению необходимых процедур диагностики.
Следовательно, водителю, решившемуся на самостоятельный ремонт, лучше взвесить все за и против. При наличии достаточных знаний и специального оборудования, попытка ремонта может быть успешной. Однако, при наличии сомнений, лучше обратиться в квалифицированные сервисы, где можно получить гарантии на проделанные работы. Помните, что ремонт и восстановление турбин - это важная процедура, требующая квалифицированного вмешательства, что в итоге может обернуться намного большими итоговыми затратами.
Фото: freepik.com