Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
За последние десятилетия информационные технологии дали людям возможность открывать новые горизонты не только в работе, но и в обучении. С развитием Интернета, методы образования претерпели значительные изменения. В данной статье мы рассмотрим, как в современности используются дистанционные образовательные технологии, а также опишем их преимущества и особенности.
Значимость инновационных технологий в организации учебного процесса в вузах
Новые возможности, предоставленные дистанционными технологиями в образовании, значительно расширили сферу получения знаний в современном мире. Независимо от местонахождения, люди могут получать образование, при этом традиционные формы обучения по-прежнему пользуются спросом, однако дистанционное обучение все больше набирает популярность.
В России наблюдается становление нового образовательного процесса, сфокусированного на интеграции в мировое информационно-образовательное пространство. Появление новых и существенных изменений в организации образования подтверждает необходимость соответствовать современным техническим возможностям. Внедрение современных информационных технологий в сферу образования стало способствовать качественным изменениям методов и организационных форм обучения, что сделало получение образования более удобным и доступным.
Важное значение в процессе модернизации образования имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это название для всех способов обработки данных и различных устройств, которые включают в себя компьютеры с необходимым программным обеспечением и телекоммуникационные средства, а также содержащуюся на них информацию. Использование ИКТ позволяет взаимодействовать преподавателям и студентам на расстоянии, это значит, что студенты могут получать образование дистанционно.
Использование дистанционных образовательных технологий было закреплено в Законе РФ "Об образовании" в 1992 году. Последующие изменения в Законе и Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 года "Об использовании дистанционных образовательных технологий" дали возможность образовательным учреждениям использовать возможности дистанционного обучения на всех формах обучения. С сентября 2013 года новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" уделяет большое внимание применению электронного обучения, что предоставляет вузам новые возможности. Более того, данным законом закреплена не только возможность использования новых технологий, но и предписано обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам.
Необходимо отметить, что помимо созданных университетами и другими учебными заведениями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют также бесплатные ЭОР, в том числе порталы "Грамота.ру" и "Открытый колледж", а также множество общеобразовательных и узкоспециализированных каналов на YouTube для студентов, школьников и всех, кто интересуется образованием.
Электронные и дистанционные образовательные технологии
Существует несколько вариантов применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Электронное обучение (E-Learning)
Оригинально понятие электронного обучения относилось к обучению, осуществляемому при помощи компьютеров. Однако, с развитием технологий, значение этого термина расширилось и включает в себя множество технологий, которые, условно, можно разделить на две группы — синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное образование - это дистанционное обучение в реальном времени. На первый взгляд, оно не отличается от традиционного очного обучения, но участники находятся на расстоянии друг от друга. Одним из самых ярких примеров данной формы обучения являются вебинары, которые получили широкое распространение. Специальное программное обеспечение используется для проведения лекций.
Асинхронное электронное образование - это обучение, при котором студент получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или с помощью электронных носителей информации (CD, DVD или flash-карты) и самостоятельно регулирует темп и график освоения материала. В наше время, электронное обучение является неотъемлемой частью образовательного процесса во множестве вузов, а также применяется для повышения квалификации сотрудников в некоторых корпорациях, где имеются частные отделения, занимающиеся организацией электронного обучения.
Дистанционное образование является более широким понятием, чем E-Learning. Оно берет на себя функции интерактивного самообучения и серьезной консультационной поддержки. Поэтому электронное обучение может быть рассмотрено как один из аспектов дистанционной образовательной системы.
Дистанционное обучение — это совокупность технологий, которые позволяют студентам получать основную часть образовательного материала на удалении и взаимодействовать в интерактивном режиме с преподавательским составом. При этом поставка учебных пособий может быть осуществлена без использования компьютеров и Интернета.
Дистанционное обучение – многочисленные преимущества
Обучение с использованием дистанционных технологий имеет множество плюсов.
Возможность учиться в любом месте. Жители отдаленных районов не всегда могут повысить свою квалификацию в крупных городах. Дистанционное обучение позволяет получать знания, не выезжая из места проживания.
Возможность совмещения работы с учебой. Система образования дает возможность обучаться без отрыва от работы. Это актуально для тех, кто хочет повысить свою квалификацию или получить второе высшее образование.
Доступ к качественному контенту и технологиям. Студенты могут обучаться по наилучшим учебным материалам, обмениваться опытом с преподавателями и составлять индивидуальный учебный план.
Объективность оценки качества знаний. Дистанционное обучение подразумевает регулярный контроль оценки знаний, нейтральную оценку результатов, а также отсутствие коррупции через внедрение объективных автоматизированных процедур оценки.
Индивидуальный подход к обучению. Гибкий график, возможность комбинировать учебу и работу, а также адаптация учебных материалов к темпу усвоения информации делают дистанционное обучение удобным для всех.
ИМЭС: опытный наставник в образовательном бенчмаркинге
Институт международных экономических связей (ИМЭС) является ведущим образовательным центром, специализирующимся на дистанционном обучении по направлению "Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность". Известный своими инновационными подходами в обучении, ИМЭС использует принципы электронного обучения, позволяя студентам из разных регионов России получить качественное образование за доступную стоимость. Благодаря такой системе, студенты могут оставаться в родных краях, не прерывая свою работу и не меняя свой образ жизни. ИМЭС готовится к дальнейшему развитию и инновации и выступает как наставник для других образовательных учреждений в бенчмаркинге.
Сегодня Институт международных экономических связей является одним из ведущих вузов России, который специализируется на подготовке высококвалифицированных кадров в области внешней торговли. Университет был создан в 1995 году, а за последние двадцать лет более двух тысяч абитуриентов успешно получили высшее образование в этом заведении. Причем ориентация ИМЭС - не на количество выпускников, а на качество.
В настоящее время Институт международных экономических связей предлагает программы бакалавриата по специальностям "Менеджмент" и "Экономика". Одно из главных преимуществ университета – это его уникальный подход к образованию. Так, ИМЭС – это почти единственное учебное заведение, которое применяет принципы E-Learning и разрабатывает уникальные, инновационные образовательные продукты.
Дистанционное обучение на базе ИМЭС
Широкий спектр электронных образовательных ресурсов доступен в электронной информационной образовательной среде ИМЭС. Студентам предоставляются следующие инструменты: лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, синхронный и асинхронный обмен между участниками образовательного процесса и составление электронного портфолио. Доступ к электронным образовательным ресурсам можно осуществить через "Личный кабинет" на сайте.
Администрирование учебного процесса обеспечивается через использование информационной интеллектуальной системы "Спрут". Она позволяет следить за прогрессом каждого студента, начиная с момента поступления на обучение и заканчивая выдачей дипломов. Кроме того, "Спрут" обеспечивает электронную идентификацию студентов при проведении аттестации и академическое администрирование.
Преподаватели создают онлайн-курсы, используя виртуальную обучающую среду Moodle, которая доступна для обучения студентов. Также обучающимся доступны электронные библиотечные ресурсы.
Фото: freepik.com