Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

Сегодня благодаря проектам объединения, система закупок стала понятнее и прозрачнее. Также Ассоциация специализированных организаций (АСО) помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Если необходимо получить банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства, можно обратиться за решением к АСО. А также, при помощи тендерного кредита, компания может участвовать в нескольких тендерах или аукционах, не привлекая свои собственные оборотные средства.

Если исполнителю необходимо избежать срыва выполнения обязательств в случае задержек выплат со стороны заказчика, может быть полезен кредит под акты выполненных работ. Получить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку, можно благодаря услугам брокерских компаний.

Один из важнейших аспектов при участии в тендерах - это начальная максимальная цена контракта. Она должна быть экономически выгодной как для поставщика, так и для заказчика. Чтобы рассчитать её правильно, следует обратиться к опытному эксперту в этой области, например, к президенту Ассоциации специализированных организаций (АСО) - Дружинину Михаилу Дамировичу. Миссия АСО - делать госзаказ конкурентным и эффективным, что было бы невозможно без понимания всех нюансов контрактной системы.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», термин «начальная максимальная цена контракта» (НМЦК) и его значения являются одними из ключевых моментов законодательства. Тем не менее, по-прежнему существует масса недопонимания в отношении этого понятия.

Термин, используемый в Законе о контрактной системе, в первую очередь отражает временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичными. Категория «максимальная» же определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. НМЦК должен дополнительно:

  • объективно отражать стоимость продукции;
  • соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
  • учитывать потенциальные и реальные риски изменения цен;
  • являться источником экономической выгоды как для заказчика, так и для поставщика.

Необходимо особо отметить, что правильный расчет НМЦК играет ключевую роль в закупочной деятельности: на этот параметр влияют объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.

Расчет НМЦК возлагается на заказчика в соответствии с законом, и для этого предусмотрено пять разных методик. Руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, заказчики применяют эти методы. Тем не менее, практика показывает, что наличие разъясняющих документов не всегда способствует решению проблемы НМЦК, поскольку ее необходимо определить и обосновать. Эти аспекты являются совершенно разными вещами.

Можете ли вы подтвердить эффективность использования экспертизы на практике и указать примеры успешной реализации проектов?

Применение экспертизы НМЦК было успешно продемонстрировано в работе ГБУ «Городское агентство по управлению инвестициями», где внедрение обязательной экспертизы НМЦК перед публикацией заказчиком извещения о проведении конкурса существенно сэкономило бюджет города Москвы. На 31 января 2018 года было выполнено 125 заключений на сумму 14,890 млн рублей в соответствии с Законом о контрактной системе. Уменьшение НМЦК составляло 8% от общей стоимости, т. е. 1,152 млрд рублей. В рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года организация выдала 25 заключений на сумму 400,485 млн рублей. Уменьшение НМЦД составило 9% от общей стоимости, т. е. 45,775 млн рублей. Эти результаты свидетельствуют о том, что применение экспертизы НМЦК может оказаться эффективным при проведении закупок товаров, работ и услуг.

Перспективы развития данного направления вызывают большой интерес. Какие возможности прогнозируются в этой области?

На наш взгляд, перспективы развития данного направления весьма многообещающие. Мы убеждены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования способны сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.

Судя по нашим прогнозам, в будущем в закупках можно ожидать следующих изменений: контрактный специалист выберет нужный код товара, а затем НМЦК будет автоматически рассчитан и техническое задание будет сформировано, после чего все это будет отправлено на электронную торговую площадку для публикации. Таким образом, использование искусственного интеллекта в сфере государственных закупок будет становиться все более распространенным.

Михаил Дамировичу хотелось бы выразить огромную благодарность за развернутые и информативные ответы в рамках нашего интервью. Мы желаем успехов АСО и надеемся на то, что постановка экспертизы НМЦК станет золотым стандартом для всех государственных закупок.

В чем особенность различия между обоснованием и определением НМЦК?

Согласно Закону о контрактной системе, НМЦК определяется и обосновывается заказчиком на основе метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК предполагает расчет путем применения соответствующего метода. Обоснование НМЦК является обязательным элементом обоснования закупки в целом и подтверждает соответствие запланированной закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти.

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555, определяют порядок и форму обоснования закупок.

Данные правила включают таблицу из десяти столбцов для обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок. В этой таблице представлены следующие данные: цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности использования других методов в рамках данной закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование выбранного способа и дополнительные требования к участникам закупки, если они существуют.

Важно учитывать то, что Счетная палата Российской Федерации контролирует обоснованность каждой закупки, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Нарушение правил этой сферы может привести к административной ответственности.

Изучение методов обоснования НМЦК может оказаться весьма полезным для контрактных специалистов. Существует несколько подходов к определению этого показателя, но приоритетный метод, предусмотренный законодательством, – метод сопоставимых рыночных цен.

Использование иных методов предусмотрено для случаев, указанных в частях 7-11 статьи 22 Закона о контрактной системе. Кроме этого, допустимо применять и другие, эффективные методы, предварительно их тщательно обосновав.

Метод анализа рынка в свою очередь применяется для товаров и услуг, которые являются либо полностью, либо хотя бы однородными. При этом, заказчик изучает рынок для определения средней рыночной цены и рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы. На практике контрактные управляющие используют этот метод в большинстве своих закупок, хотя он не всегда оптимален для формирования цены.

Нормативный метод расчета также может быть использован как самостоятельно, так и в дополнение к методу сопоставимых рыночных цен. Его основой является установленный Правительством РФ предел цен на определенные типы товаров, работ и услуг, перечень которых можно найти на сайте ЕИС. Если этот метод применяется в дополнение к методу анализа рынка, то НМЦК, определенная по последнему методу, не должна превышать "нормативную".

Тарифный метод может быть использован в отношении товаров, услуг и работ, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами. Здесь НМЦК представляет собой произведение тарифа и количества закупаемого объекта.

Наконец, затратный метод является наименее приоритетным, но может быть применен как самостоятельно, так и в дополнение к другим методам. НМЦК в этом методе складывается из прямых и косвенных расходов для этого вида товара или услуги и "обычной для данной сферы прибыли".

Каждый метод имеет свои особенности и ограничения, и использование любого из закрепленных в законе методов может вызвать множество вопросов. Поэтому для правильного рассчета НМЦК необходимы специалисты с системными знаниями. Кроме того, закупочная деятельность в целом и ценообразование в частности подлежит систематизации. Создание в рамках структуры государственного/муниципального заказчика Департамента контроля цен и последующая организация его работы могут помочь достичь экономической целесообразности НМЦК.

Как получить информацию для определения и обоснования НМЦК?

Существует несколько способов получения информации для определения и обоснования НМЦК. Один из таких способов - направление индивидуальных запросов. Также доступны общедоступные источники.

Для применения метода анализа рынка, например, необходимо направить как минимум пять запросов различным поставщикам, которые доступны в сети Интернет и имеют опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет.

Дополнительно, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru или в печатных изданиях. Рекомендуется использование Реестра контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Также можно использовать информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах или описаниях товаров. Полезны также данные о котировках на российских и иностранных биржах, а также на электронных площадках.

Данные государственной статистической отчетности, данные о ценах в официальных источниках информации госорганов и муниципалитетов, а также данные информационно-ценовых агентств и общедоступные результаты изучения рынка также могут быть полезными.

В обосновании НМЦК есть несколько важных моментов, которые необходимо учесть. Оно может быть представлено в произвольной форме, несмотря на то, что методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, содержат форму обоснования (Приложение №1).

В любом случае, при составлении обоснования следует учитывать:

  • Основные характеристики объекта закупки;
  • Используемые методы с расшифровкой их выбора;
  • Реквизиты документов, на основании которых был произведен расчет;
  • Расчет непосредственно самого НМЦК;
  • Дату составления обоснования.

Обычно данные о поставщиках продукции, на основании которых был произведен расчет, не предоставляются. Как справочная информация могут использоваться документы, которые служат приложением к форме обоснования. Они также подлежат хранению вместе с другими документами о государственной закупке у распорядителя информации (заказчика).

Вопрос о том, что может привести к некорректному определению стоимости НМЦК, является актуальным для множества экспертов. Примеры такой некорректности можно найти в практиках Федеральной Антимонопольной Службы РФ и Счетной Палаты государства. Обычно, основаниями для неправильного определения стоимости НМЦК служат следующие факторы:

  • Ошибки в расчетах, которые могут привести к неправильной трактовке положений методических рекомендаций;
  • Проблема недостаточности обоснования, когда отсутствует необходимая подтверждающая документация или полученная информация неполна;
  • Ошибки в проведении анализа рынка, такие как неполноценный анализ рынка, использование «среднерыночных» показателей без реального анализа и прочее.

Таким образом, определение стоимости НМЦК может быть некорректным в случае наличия вышеперечисленных факторов, что может сильно повлиять на решения в области регулирования цен на определенные товары и услуги.

Возможно, существуют способы, позволяющие контролировать процесс формирования НМЦК и избежать завышенных и заниженных цен. Однако, работа на рынке государственного заказа может быть чрезвычайно сложной без должного знания законодательства и практики. Именно по этой причине мы начали работу над проектом под названием "Экспертиза НМЦК". Основной аудиторией проекта являются субъекты федерации, министерства, концерны и крупные предприятия – все те участники процесса распределения бюджетных средств. Этот проект позволит им научиться планированию бюджета, рациональному расходованию выделенных средств, эффективному контролю и установлению "справедливых" цен, в результате чего достигнут благоприятный экономический и инвестиционный эффект для региона, отрасли или предприятия в целом.

Расскажите, что из себя представляет проект "Экспертиза НМЦК".

Проект "Экспертиза НМЦК" ориентирован на решение вопросов экономической эффективности деятельности распорядителей бюджетных средств. Основу проекта составляет независимый Департамент контроля ценообразования (ДКЦ). Для начала внедрения проекта проводится анализ закупочной деятельности организации-заказчика, а также ее аудит. Полученные данные используются для формирования структуры ДКЦ. Также в рамках проекта разработывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цены, а также проводится поиск и обучение персонала. Кроме того, внедряется IT-платформа для упрощения работы Департамента.

Компания, которая занимается проектом "Экспертиза НМЦК", готова взять на себя организацию всех этапов проекта, включая финансовое обоснование проекта, адаптационные и сопроводительные работы на этапе функционирования Департамента.

Каковы этапы, которые включены в проект, и какую роль они играют?

Основным элементом данного проекта является создание Департамента контроля ценообразования. Эксперты, занятые на этой позиции, подвергают тщательному анализу все детали закупочной деятельности субъекта. Они проверяют такие аспекты, как выбор НМЦК, точность калькуляции, используемые сметные нормативы и удорожающие коэффициенты, учет затрат и налогов и другие важные параметры, связанные с закупками. Кроме того, они анализируют прошлый опыт и учитывают его при подготовке новых проектов.

На основе полученных данных создается ДКЦ, который будет использоваться для формирования правильной цены на предметы закупки. Чтобы обучить сотрудников, разработаны комплексные программы обучения разного типа. Они могут быть реализованы на территории заказчика, нашей территории в Москве или дистанционно.

Кроме того, проект предлагает услугу консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этой ситуации на помощь приходят эксперты-ценовики разных профилей, которые могут обеспечить нужную помощь в расчетах и обоснованиях.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *