Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС

Особенности маркировки отдельных видов товаров, импортируемых на территорию ЕАЭС

Всем известно, что на упаковке продуктов, помимо бренда и состава, есть несколько значков, передавших дополнительную информацию о товаре. Однако нередко производители и импортеры не до конца понимают, зачем нужны иконо- и пиктографические метки, что они означают и какие из них обязательны к использованию.

Требования к упаковке и маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

Требования к упаковке и маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз, созданный Россией, Казахстаном и Белоруссией, является объединением государств, которые стремятся к единообразию таможенного и иного законодательства, в том числе по вопросам технического регулирования. За период существования ЕАЭС уже были установлены единые требования к безопасности продукции, ее упаковке и маркировке.

Основная функция маркировки заключается в том, чтобы обеспечить потребителя полной, правильной и достоверной информацией о товаре. Продавцы обязаны выполнить эту обязанность согласно законодательству каждой страны-участницы, включая законы России, такие как законы «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании». Нарушение правил маркировки может привести к административной ответственности, в России это установлено ст. 14.7 и 14.8 КоАП.

Основные требования к маркировке определены в техническом регламенте Таможенного союза 005/2011. Например, упаковка должна содержать обозначение материала, из которого она изготовлена, а также указывать для какого типа продукции предназначена. Кроме того, может содержать информацию об утилизации (метка Петля Мебиуса) (Рис. 1).

Одно из обязательных требований по маркировке - использование единого знака "EAC" на всей продукции, доступной на территории государств-членов ЕАЭС (Рис. 2). Знак должен быть виден на всем протяжении срока службы или годности продукта. Место нанесения знака определено в соответствии с категорией продукции и установлено ТР ТС.

Каждая группа товаров имеет свои требования по маркировке, установленные в соответствии с техническим регламентом. Ниже приведены основные группы товаров.

  • Продукты питания
  • Лекарственные средства
  • Косметические средства
  • Товары для детей и младенцев
  • Товары текстильной и легкой промышленности
  • Технически сложные продукты
  • Автомобили и автозапчасти
  • Производственное оборудование

В настоящее время состав ЕАЭС включает Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию, а также два кандидата на вступление - Сирию и Таджикистан, а также Тунис. Хотя многие сравнивают ЕАЭС с Европейским союзом, не следует забывать, что ЕАЭС - чисто экономическое объединение, в то время как ЕС придерживается конфедеративных принципов.

Автор: Lorem Ipsum

Правила маркировки продуктов питания установлены в ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки". Согласно правилам, любой продукт данной категории должен иметь специальную этикетку с определенной информацией.

Информация, которую необходимо указать на этикетке:

  • Название продукта;
  • Вес, количество штук или объем;
  • Состав. Если продукция состоит только из одного компонента без добавок и все понятно по названию, такие как "тушка куриная" или "стейк из семги", то состав не нужно указывать. Ингредиенты, которые присутствуют в ничтожно малом количестве (кроме химических добавок и аллергенов) или исчезают в процессе производства, также можно не указывать;
  • Пищевая ценность. Не все продукты должны иметь эту информацию на этикетке. Например, вода, чай, мясо и субпродукты, рыба, овощи, ягоды, специи и т.п. не обязательно должны содержать эту информацию;
  • Дата производства и срок годности;
  • Правила хранения, в том числе годность после вскрытия упаковки (если применимо);
  • Наименование и адрес производителя, место упаковки или производства (если они не совпадают с местонахождением изготовителя), а также представителя или импортера, рассматривающего обращения граждан по продукции (если есть);
  • Советы по приготовлению, а также ограничения (если применимо);
  • Данные о наличии ГМО.

Для безалкогольных напитков, содержащих кофеин, необходимо указать предупреждение о вреде их употребления для несовершеннолетних, беременных женщин, а также для людей с определенными заболеваниями.

Дополнительно, законодатель разрешает указание особых свойств продукта, таких как "без консервантов" или "со вкусом краба". Некоторые из них, такие как "не содержит ГМО", должны быть подтверждены документально.

Каждый товар, не зависимо от своего предназначения, должен быть изменен внешне и обозначен специальной маркировкой. Маркировка товаров является неотъемлемой частью их продажи и для некоторых категорий товаров она может иметь особенности.

Например, для косметических средств маркировка в виде указания сроков годности необходима для безопасности клиентов. В случае лекарственных препаратов маркировка поможет покупателю узнать состав, дозировку, взаимодействие с другими препаратами.

Непродовольственные товары, такие как бытовая химия, электроника и одежда, имеют свои особенности маркировки. Одежда, например, может иметь маркировку с указанием состава ткани и правил пранья, а электроника должна быть помечена сертификатами соответствия.

Сохранение правильной маркировки является ответственностью производителя товаров и необходимо для защиты прав клиентов на качественный и безопасный товар.

Маркировка парфюмерно-косметических товаров регулируется пунктом 9 статьи 5 ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Регламент содержит ряд обязательных требований для этикетки товара:

  • Название продукции;
  • Назначение товара (если оно не указано в названии);
  • Данные о производителе;
  • Страна производства, если она отличается от местоположения производителя;
  • Информация об импортере или представителе, который может быть использован для подачи жалобы на товар, если производитель не принимает их самостоятельно на территории ТС;
  • Объем или масса товара в упаковке (кроме товаров менее 5 мл или 5 г);
  • Срок годности;
  • Условия хранения (при наличии);
  • Меры предосторожности и/или предупреждения (если требуются);
  • Сведения о партии и код для идентификации;
  • Способы применения товара (при необходимости);
  • Состав продукта. Парфюмерную композицию можно указать одним ингредиентом, без уточнения состава.

Некоторые из этих сведений являются обязательными только для определенных групп товаров в этой категории. Например, детская косметика должна содержать соответствующую надпись, декоративные и окрашивающие средства должны иметь указание на свой цвет, а средства для чистки зубов, десен и полости рта должны содержать информацию о массовой доле фторида.

Маркировка продукции легкой промышленности является важным требованием в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». Данный документ устанавливает как общие, так и специальные требования к маркировке продукции в зависимости от категории товаров.

Общие требования к маркировке продукции легкой промышленности включают в себя следующие стандартные данные: наименование товара, название и адрес производителя или представителя, состав, дату производства, а также при необходимости – товарный знак, гарантии и номер партии.

Кроме того, для конкретных групп товаров легкой промышленности установлены специальные требования к маркировке. К таким группам товаров относятся:

  • одежда и текстильные изделия
  • изделия и полотна из трикотажа и текстиля
  • ковры, шторы, покрывала и одеяла
  • обувь
  • кожгалантерейные изделия
  • кожа
  • шкурки меховых изделий

Для одежды и текстильных изделий специальные требования включают указание состава с указанием в процентах натурального и химического сырья, модели, знаков-правил ухода за товаром, а при необходимости – инструкции по использованию.

Изделия и полотна из трикотажа и текстиля, ковры, шторы, покрывала и одеяла должны содержать в маркировке данные о составе с указанием вида и массы сырья, вида отделки, правил ухода, а для полотен – массы и устойчивости окраски.

Маркировка обуви должна содержать информацию о модели, материале верха, низа и подкладки, символов-правил ухода, а при необходимости – инструкции по эксплуатации. Если речь идет об обуви с мехом, то также должен быть указан вид меха и его обработки.

Для кожгалантерейных изделий маркировка должна содержать данные о модели и материале верха, а также правила использования.

Кожа должна содержать информацию о площади и массе куска, сорте и, при необходимости, о толщине.

Маркировка шкурок меховых должна включать данные о типе меха и его обработки, сорте, марке и размере.

Как стикировать упаковку импортируемых продуктов

После того, как мы изучили, какую информацию необходимо указывать на этикетках самых популярных товаров, стоит обратить внимание на требования к маркировке импортируемых товаров. Согласно правилам, все данные на продукции должны быть указаны на русском языке, а также, если необходимо, на языке страны-участницы ЕАЭС. Информация должна быть легко читаемой и понятной, а также должна быть достоверной. Если необходимо, часть данных можно разместить на прилагаемом ярлыке или на наклейке, которая наносится поверх иноязычной маркировки.

Маркировка обязательна для импортируемых товаров. Импортеры или производители могут произвести стикировку в любое время до начала таможенной очистки груза. Однако этому этапу предшествует процедура оценки соответствия требованиям ТР ТС. Для продукции, которая подлежит обязательной сертификации или декларированию, необходимо пройти процедуру оценки соответствия в аккредитованных на территории ЕАЭС органах оценки соответствия. Инициировать эту процедуру могут компания-изготовитель или компания-грузополучатель и их законные представители.

Каждый участник ВЭД может столкнуться со сложностями при маркировке товаров. Крупные европейские и азиатские производители часто отказываются от нанесения необходимых данных на продукцию, которые нужны для проведения таможенной очистки на территории ЕАЭС, и эту процедуру приходится выполнять импортеру. Ошибки в маркировке, в свою очередь, могут привести к запрету выпуска товара и большим финансовым потерям компании.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *