Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Художник Александр Шевченко: наследие мастера

Часто нам приходится осознавать настоящее талантирующего художника только после его кончины. Однако в случае российского и советского мастера Александра Васильевича Шевченко это может быть невероятно поздно, особенно если его картины были утеряны со временем. Это почти произошло с некоторыми произведениями искусства Шевченко. Но, к счастью, у этой истории есть счастливый конец. Рассказываем все по порядку.

Художник Александр Шевченко сегодня известен прежде всего фанатам искусства, в то время как еще сто лет назад его работы вызывали множество споров и дебатов. Биография Александра Васильевича была довольно насыщенной событиями.

Александр Васильевич Шевченко - известный художник-авангардист, один из представителей авангардного направления в русской живописи XX века. Он родился не в художественной среде - его отец был приказчиком в Харькове. Но художественные способности проявились у мальчика еще в реальном училище благодаря преподавателю Дмитрию Бесперчию, который заметил его талант. В дальнейшем, ученик Карла Брюллова стал первым наставником будущего художника.

Мальчиком его приобщил к театру талантливый художник и впоследствии актер и режиссер, Николай Улих. Всего 11 лет Саша работал помощником главного художника местного оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора. С семьей Александр переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Уже в начале обучения выделяться на фоне других студентов. На одной из выставок ученических работ ему была присуждена премия, что позволило ему получить возможность путешествовать за границу. В период обучения молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках и очень нуждался в средствах к существованию, так как жил отдельно от отчима после смерти матери.

Во время обучения в учебном заведении Александр Шевченко посещал занятия известных художников и лекции Михаила Врубеля и Константина Коровина. Причем, увлечение рассказами педагогов о западной живописи повлияло на его желание отправиться в Париж. Училище было временно закрыто из-за революционных волнений, что только укрепило его решение о посещении французской столицы. В Париже он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. Во время пребывания в столице Франции художник каждый день посещал Лувр, мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов. Александр Шевченко отмечал, что Париж и Лувр ошеломили его, и там он получил истоки работы с цветом.

По возвращении в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был принят сразу в мастерскую Константина Коровина на заключительный курс. Однако его творческие поиски нового пути в живописи вызвали недопонимание со стороны академической профессуры, и вместе с еще 60 студентами он был отчислен. Многие из них поддерживали новые течения в живописи, что приводило к открытым конфликтам со старой школой.

Новые направления в искусстве живописи стали возмущением для тех, кто придерживался классических канонов. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, начали активно экспериментировать с формой и цветом, что привело к возникновению новых течений. По словам гениального художника Михаила Ларионова, Александр Васильевич был наиболее традиционным среди других художников, но вводил новые формы в картины, соответствуя академическим канонам.

Хотя в творчестве Александра Шевченко сосредоточены основные тенденции его времени, его стиль можно охарактеризовать как экспериментальный. Художник любил работать с формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный Хвост», а также участвовал в выставках объединений «Бубновый Валет» и «Мир Искусства», позднее организовав свой собственный «Цех Живописцев».

Новое направление в искусстве привлекало творческую молодежь, которая уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. Получив влияние французских импрессионистов и русских символистов, Шевченко стал разрабатывать свой собственный стиль, вдохновленный идеями Поля Сезанна.

В поздних работах художника заметны мотивы ироничного примитивизма. Шевченко назвал свой стиль тектоническим примитивизмом и видел его истоки в русской иконописи, лубочной живописи и технике Поля Сезанна. Он поддерживал течение "Неопримитивизм", которое характеризовалось обобщенностью форм и композиционной монументальностью.

Позже Шевченко вернулся к символизму, но его собственный символизм был уже совсем другим, отличающимся своей монументальностью и обобщенностью форм. В своем творчестве художник всегда стремился к самовыражению и не принимал ни одно течение до конца.

Художник Александр Васильевич Шевченко не смог остаться в стороне от Первой мировой войны – он провел на фронте несколько лет и получил серьезное ранение. В 1917 году, когда произошла Октябрьская революция, жизнь Шевченко изменилась кардинально. Он вступил в период активной деятельности, организуя выставки, объединения и разработку новой художественной концепции. Наркомпрос поручил ему организацию печатных мастерских, и он был назначен их директором. Кроме того Александр Шевченко участвовал в создании Музея художественной культуры.

Однако, несмотря на все его дела, наступили трудные времена. В 1930 году художника обвинили в "эстетствующем формализме", а его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли совсем скоро после открытия. Работа над монографией художника в этот период также прекратилась, и картины Шевченко были отправлены в запасники. Тем не менее, работы мастера продолжали пользоваться популярностью за рубежом – их выставляли в Англии, Италии, Германии и Швейцарии.

Жизнь художника не была лишена и ярких моментов. После революции Александр Васильевич стал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, являвшемся позднее ВХУТЕИНом, и преподавал там более 10 лет. Как декан живописного факультета ВХУТЕИНа он работал долгие годы. Позднее, когда он ушел из института, Александр Шевченко руководил кафедрами живописи в Центральном художественно-промышленном училище и Московском текстильном институте. Шевченко был великолепным педагогом и многие студенты любили его за то, что он не навязывал свое мировоззрение и методы, а наоборот, старался развивать индивидуальные способности каждого своего ученика.

Династия художников: жизнь и творчество Александра Шевченко и его семьи

Александр Шевченко был частью талантливой и креативной семьи. Его первая жена Надежда Псищева была также художницей, и вместе с Александром они изучали работы мастеров во Франции. К сожалению, ее жизнь была короткой, и она умерла в молодом возрасте.

Дочь Александра и Надежды, Татьяна, также была частью семьи художников. После смерти матери ее воспитывала тетя, которая затем стала второй женой Александра. Отец устроил для Татьяны первые заказы и дал ей свои советы по живописи и этюдам. Татьяна стала известной и признанной художницей, создающей многоплановые поэтические работы.

Таким образом, семья Александра Шевченко была настоящей династией художников, где каждый член семьи был талантливым и выдающимся художником.

При рассмотрении картин Александра Шевченко, выполненных в разные периоды его творчества, легко заметить, как менялось его мироощущение.

В ранних работах художника, например в картине "Карусель", выполненной в 1907 году, угадываются мотивы импрессионистов. Размытые контуры, чистые краски и игра света и тени отсылают нас к этому направлению. Однако, гуашная техника дает плотность цвета, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.

В более поздних работах, например в работе "Город", выполненной в кубистской технике, мы видим пересечение острых граней и линий, динамический ритм и нарушение правил композиции. Вместе с этим, форма не превалирует над содержанием.

В работах, выполненных в примитивистской технике, художник часто использует бытовые сцены, превращая их в произведения искусства. Примером такой работы стал "Портрет поэта", а также "Зима в Зубцове" с музыкальным обозначением.

На протяжении своей жизни мастер сочетал графику с живописью, создавая картины с женскими образами, а также пейзажи в заснеженной природе. В его творчестве были присутствующими кавказские мотивы и примитивизм, а также тектонический примитивизм.

В конце жизни мастер создавал приглушенные картины с использованием импрессионистской техники мазка, а также живописные и графические работы, в некоторых из которых особо бросается в глаза выразительная передача света и тени, способностью заставлять работать белый фон.

Наследие Александра Шевченко: что стало с творчеством художника

Александр Шевченко – гениальный, но недооцененный художник. Он известен своими живописными работами, которые можно найти в Третьяковской галерее, Русском музее и Пушкинском музее. Однако, мало кто знает, что он также был графиком и теоретиком искусства, и создавал монотипии. В некоторые периоды своей жизни, графика становилась ведущей в его творчестве. Обучение в Строгановке, вероятно, повлияло на это.

Не так давно был найден уникальный семейный архив Александра Шевченко, состоящий из работ художника, его дочери Татьяны Шевченко и первой жены Надежды Псищевой. Это портреты, жанровые картины и пейзажи, выполненные в различных техниках. В коллекции также есть графика, монотипии, резные фигурки из дерева и ларцы, а также архивные документы и личная переписка. Однако, находившийся в плачевном состоянии архив, испорченный во время потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко, не позволял аккуратно хранить ценные работы.

Обнаружив коллекцию, антиквар Дмитрий Поманский рекомендовал правнучке Александра Шевченко продать архив. Средства на покупку были выделены российским бизнесменом Аркадием Колениченко, которому коллекция заинтересовала. Каждая работа из архива была упакована и перевезена в другое место, чтобы сохранить их наилучшим образом.

Сегодня наследие художника Александра Шевченко разобрано еще не полностью, и предстоит проделать большую работу. Собранные работы не так часто представлены в музеях, поэтому Аркадий Колениченко планирует организовать выставку этих работ в коллекции русских музеев. Он также намерен издать подробный каталог коллекции, чтобы люди смогли лучше ознакомиться с творчеством Александра Шевченко и его семьи.

Аркадий Викторович Колениченко - человек с множеством талантов и интересов. Он известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства и является владельцем и руководителем многопрофильных компаний как в Москве, так и в Владимирской области.

Одним из недавних проектов Аркадия Колениченко стало обретение наследия Александра Шевченко - художника, которого когда-то называли "художником до мозга костей". Сегодня, к сожалению, многие забыли о нем, но благодаря усилиям Колениченко и его команды, имя Александра Шевченко снова стало известно широкой публике. Это дает возможность вспомнить талантливого художника и открыть его творчество для нового поколения зрителей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *