Интранет-портал: каким организациям нужна данная технология и зачем
Как создать мотивированную и эффективную команду
Сотрудники являются центральным фактором успеха компании, однако их недостаточная мотивация, несовершенное понимание задач и отсутствие коммуникации между сотрудниками могут значительно снизить эффективность работы коллектива. Единственный выход из этой ситуации - создание внутреннего информационно-рабочего пространства.
В основе единого информационного пространства лежит идея собрать все необходимые для работы сотрудников данные в одном месте. Эта информация может включать в себя как инструкции по работе, так и общую информацию о процессах и целях компании. Благодаря возможности быстрого доступа к такой информации, сотрудники будут легко и быстро ориентироваться в задачах и своих обязанностях.
Дополнительное преимущество информационно-рабочего пространства - это возможность легкого общения между сотрудниками. Все рабочие процессы могут быть скоординированы таким образом, чтобы сотрудники имели быстрый доступ к информации и могли своевременно узнавать о проблемах, возникающих в работе других коллег. Наличие такого пространства способствует более глубокому пониманию процессов работы компании и создает возможность для сотрудников общаться и консультироваться друг с другом.
Итак, создание единого информационно-рабочего пространства - это не только способ повысить эффективность работы компании, но и создать мотивированную и эффективную команду, которая готова к решению любых задач.
Перед тем как приступать к описанию корпоративного портала и интранета, нужно разобраться с терминологией. Технологические понятия корпоративный портал и интранет имеют различные значения.
Интранет или интрасеть — это виртуальное пространство, созданное для внутреннего использования в компании. Оно работает по тем же принципам, что и глобальная сеть интернет, но доступ к ней имеют только сотрудники компании. Используя web-технологии, компания может создать небольшой сайт для разных отделов, общую базу клиентов или набор документов для внутреннего пользования.
Корпоративный портал (КП) — это современная форма внутреннего информационного пространства компании, который может обеспечивать доступ к различным программам документооборота, планировщику задач, видеоконференциям и т.д. и т.п., в зависимости от потребностей организации. КП может быть создан на разных платформах, таких как Yammer, Jive, CyberCloud, Microsoft SharePoint, Podio, «Битрикс24» и др.
Таким образом, если интранет - это внутренняя сеть компании, то КП - это внешний интерфейс этой же сети. Многие компании также используют термин "интранет" в значении "корпоративный портал". Мы будем использовать эти термины как синонимы в рамках настоящей статьи.
Интранет-портал компании: функционал и возможности
Создание внутреннего корпоративного портала может принести пользу компаниям любого размера. Крупные компании могут получить максимальную отдачу от этого решения, но многие функции необходимы и небольшим фирмам. Рассмотрим, какие задачи может решить внедрение интранета.
1. Создание общего информационного пространства
Пользователи корпоративного портала смогут иметь под рукой все необходимые рабочие документы в любой момент времени, из любой точки земного шара и практически с любого современного устройства. Это особенно важно для компаний с несколькими филиалами или удаленных сотрудников. Кроме того, интранет может объединить все, что раньше решалось с помощью почтовых рассылок: здесь можно разместить объявления от руководства компании, новости и изменения в политике фирмы, правила и инструкции.
2. Обучение персонала
Многие компании формируют свою базу знаний или FAQ, которые помогут новичкам быстрее освоить уникальные техники, применяемые в отделе, изучить принятую в фирме терминологию и проникнуться корпоративным духом. И все это без помощи наставника, то есть без дополнительных затрат на обучение.
3. Формирование корпоративной культуры
Простейшие возможности интранета, например, наличие карточек сотрудников, помогут любому работнику лучше узнать структуру компании, своих коллег и их функции. Оповещения о предстоящих днях рождения сотрудников, интерактивные голосования, объявления и онлайн-обсуждения важных тем помогут превратить рабочий коллектив в команду. Это особенно актуально для крупных корпораций, а также при удаленной работе персонала.
4. Коммуникации
Для передачи задания или сообщения к сотруднику необходимо было подойти лично или отправить e-mail. С интранет-порталом такой подход в прошлом: планировщики задач решают эту проблему. На интранет-портале можно найти контакты любого сотрудника и во многих случаях даже позвонить ему прямо через встроенный сервис. Не нужно тратить время на поиск работника, отвечающего за тот или иной вопрос, искать его по этажам здания, выяснять, кто заменил этого сотрудника на время отпуска и т.д.: все можно быстро увидеть на портале.
5. Контроль
Для руководителей фирм любого размера немаловажной является возможность контролировать рабочий процесс. Корпоративный портал позволяет сделать это в любой момент времени: проверить, какую задачу в данный момент выполняет отдел или конкретный сотрудник, какое количество времени было затрачено на ту или иную деятельность.
6. Безопасность
Интрасеть может и не способна на сто процентов защитить данные компании от проникновения хакеров, но она гораздо безопаснее, чем бесплатные почтовые сервисы или мессенджеры, которыми неизбежно пользуется большинство сотрудников при отсутствии корпоративных.
Все перечисленное — лишь часть тех возможностей, которые способен предоставить интранет-портал, и количество доступных сервисов постоянно растет.
Дополнительно стоит отметить, что по статистике сотрудники тратят около 30% рабочего времени на вполне избыточные действия, вроде общения через внешние мессенджеры, соцсети, чтения новостей и прочего. Внедрение интранет-портала легко может занять это время, предоставив сотрудникам доступ к необходимой информации, обучению и совместной работе.
Как внедрить интрасеть в организацию? Существует несколько способов, рассмотрим их детальнее.
Первый способ - разработка корпоративного портала на базе существующей платформы с учетом потребностей компании. Хоть это и самый затратный способ (особенно если используемые платформы требуют платной лицензии), он позволяет создать уникальную систему, учитывающую все требования и пожелания компании. Но стоит помнить, что этот способ сложен и долг в реализации.
Второй способ - покупка и внедрение готового решения- «коробочного» варианта. Этот способ подходит компаниям, которые устраивают стандартные возможности "из коробки" или для тех, кто пока не определился с тем, какие функции понадобятся в будущем. Такой портал можно дорабатывать по мере развития компании.
Третий способ - подключение к "облачному" сервису. Это самый бюджетный вариант внедрения интрасети, но он требует регулярных платежей. Специалисты рекомендуют использовать этот способ для небольших и средних компаний.
Вне зависимости от выбранного способа, для внедрения корпоративного портала рекомендуется обратиться к специалистам, которые имеют опыт подобных проектов. Профессиональные разработчики смогут оценить плюсы и минусы конкретных решений и платформ, подобрать наиболее оптимальный вариант, исходя из потребностей, планов развития, технических ресурсов и бюджета организации.
Корпоративный портал: плюсы и минусы
Как мы уже упоминали ранее, корпоративный портал – это эффективный инструмент, который позволяет автоматизировать и оптимизировать многие рабочие процессы, а также сократить временные затраты персонала. Кроме того, подобная система способствует развитию корпоративной культуры. Однако стоит отметить и некоторые недостатки, которые свойственны корпоративному порталу:
- Чрезмерная формальность. Корпоративный портал – хорошее рабочее пространство, но не предназначен для общения или решения творческих задач. Сам интерфейс портала настраивает пользователей на рабочий лад, а возможности на этом этапе ограничены.
- Малая вовлеченность пользователей. Проблема возникает из-за формальности портала и отсутствия заинтересованности пользователей в наполнении портала интересным контентом.
- Отсутствие обратной связи. Руководитель не имеет возможности получать реакции пользователей на решения, не может обсуждать с ними идеи и предложения.
- Осознание работниками чувства давления и контроля. Контроль – это одна из функций портала, но в некоторых случаях из удобного инструмента интранет превращается в бесконечную серию задач и формирования отчетов.
- Недостаток общения. Ранее свободные моменты переработаны порталом, так что сотрудники теряют возможность общаться с коллегами, обсуждать решения и повышать коммуникативные навыки. Это может негативно сказаться на качестве работы и отношениях между сотрудниками.
Виртуальное рабочее пространство – это неизбежный процесс, который может способствовать развитию компании. Однако корпоративный портал – не единственное решение, потому что такая система обладает серьезными недостатками.
Фото: freepik.com