Адаптация персонала: на заметку HR-менеджерам

Адаптация персонала: на заметку HR-менеджерам

Как сообщают кадровые специалисты, каждый сотрудник - независимо от уровня опыта работы - испытывает стресс в начале новой работы. Этот стресс может быть вызван страхом сделать ошибку, невозможностью наладить контакт с коллегами и руководителем, а также другими факторами. Понятно, что работнику не всегда удается наладить работу сразу и приспособиться к коллективу с первого дня. Чтобы ускорить этот процесс и помочь работнику интегрироваться в коллектив, были разработаны различные методы и программы. В наши дни HR-менеджеры все чаще используют инновационные инструменты для решения этой важной задачи. Какие инструменты помогают в этом, мы и расскажем в данной статье.

Адаптация сотрудников — это важная задача для HR-отдела любой организации. Необходимо контролировать процесс, чтобы новичок как можно быстрее приспособился к коллективу и начал работать в полную силу. Ведь во время адаптации новый сотрудник тоже оценивает компанию, и если процесс не будет контролироваться, есть вероятность, что он откажется от должности или потратит слишком много времени на адаптацию.

Разработка эффективной системы адаптационных мероприятий помогает сократить издержки компании, повышает лояльность работников и укрепляет коллектив. Продолжительность процесса адаптации может варьироваться в зависимости от характера новичка, рода работы и количества обязанностей. Обычно это занимает от 2 до 8 недель, однако в некоторых случаях для адаптации топ-менеджеров потребуется до 20-26 недель, согласно американским экспертам.

Адаптация является неотъемлемой частью нового рабочего процесса, представляя усилия сотрудника и компании в целом. Существует два типа адаптации: производственная и непроизводственная.

Производственная адаптация занимает цикл, включающий профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую, организационно-психологическую, организационно-административную, экономическую и санитарно-гигиеническую адаптации. Цель производственной адаптации заключается в знакомстве новых сотрудников с правилами и нормами работы в компании, их служебными обязанностями, системой коммуникации и коллективом, а также с системой вознаграждения.

Непроизводственная адаптация включает в себя создание дружественной обстановки в коллективе. Она предполагает проведение корпоративных мероприятий, совместных развлекательных и спортивных активностей. Это позволяет усилить взаимодействие между сотрудниками, сделать их более социально адаптированными и благоприятно повлиять на их работоспособность.

Следует помнить, что адаптация имеет решающее значение как для новых сотрудников, так и для компании в целом. Источники говорят, что более 80% людей, которые уволились в первые 6 месяцев работы на новом месте, приняли это решение еще в первые 2 недели. Так что, наличие качественной адаптационной программы и ее успешное выполнение является ключом к долгосрочному успеху компании и сотрудников в будущем.

Шаги адаптации персонала в организации и роли участников этого процесса

Этапы адаптации включают временные промежутки, в рамках которых принимаются меры по включению нового сотрудника в коллектив. Обычно выделяют 4 этапа:

  1. Оценка подготовленности сотрудника. Этот этап, собственно говоря, не может считаться полноценным этапом адаптации: оценка проводится до начала работы, чтобы определить сроки и разработать план для адаптации. На этом этапе необходимо узнать: работал ли новый работник в схожих условиях, знаком ли он с организацией работы в компании. Этап не связан с профессиональным опытом или наличием специальных знаний.
  2. Ориентация. Включает знакомство с порядком работы, структурой компании, корпоративными правилами, ценностями, историей организации. Так же необходимо представить новичка коллегам, если возможно — неформальным образом. Все это проводится в первые недели работы.
  3. Практическая ориентация. Этот этап предназначен для применения различных знаний на практике и включения сотрудника в работу коллектива. Необходим контроль и обратная связь, чтобы понять, что новый работник успешно адаптировался, разделяет ценности компании и соблюдает ее правила, а также нашел общий язык с коллегами и руководством.
  4. Функционирование. Заключительный этап, в рамках которого сотрудник разрешает все проблемы и на 100% вовлекается в свою деятельность.

Адаптация новых сотрудников является ключевым фактором успеха любой компании. Ведь если новый сотрудник вошел в коллектив и адаптировался, он будет работать более эффективно, будет чувствовать себя комфортно и будет лояльнее к компании в целом. Чтобы успешно адаптировать новых сотрудников, компания должна провести целый ряд мероприятий.

Внешняя мотивация, которая является экономической, довольно очевидна. Компания должна обеспечить своих специалистов соответствующим финансовым вознаграждением и проводить различные премии и бонусы, чтобы сохранять их лояльность. Однако личностная мотивация является более сложной в понимании и реализации.

Личностная, или внутренняя, мотивация связана с корпоративной культурой и стремлением нового сотрудника к личному росту и развитию внутри компании. Для достижения этой мотивации необходимо провести ряд мероприятий, помогающих новому сотруднику быстрее адаптироваться внутри компании. К таким мероприятиям можно отнести проведение тренингов и обучающих мероприятий, контроль индивидуальной коммуникации между руководителем и сотрудником, разработку системы поэтапного усложнения заданий, выполнение общественных поручений для укрепления связи в коллективе, организацию тимбилдингов и корпоративного PR.

Однако, наиболее эффективным инструментом для успешной адаптации новых сотрудников является корпоративная социальная сеть. Именно благодаря ей можно осуществлять обучение и информирование сотрудников о новшествах в компании, проводить онлайн-конференции и семинары, а также контролировать активность каждого сотрудника. Кроме того, с помощью корпоративной социальной сети сотрудники могут сообщаться друг с другом, делиться информацией и задавать вопросы, что помогает создать единое информационное пространство и укреплять корпоративную культуру.

Исследование McKinsey Global Institute подтверждает, что использование корпоративных социальных сетей на 77% ускоряет поиск информации сотрудниками, на 60% сокращает расходы на связь и на 44% снижает траты на поездки, а удовлетворенность сотрудников работой возрастает на 41%.

В целом, адаптация новых сотрудников является важной задачей для любой компании. Однако, использование корпоративной социальной сети может значительно ускорить и упростить этот процесс, что в перспективе приведет к более эффективной работе компании и снижению текучки кадров.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *