Юристы назвали ошибки врачей при проведении онлайн-консультаций
Большинство врачей, проводящих онлайн-консультации пациентов, допускают юридические ошибки.
Большинство врачей, проводящих онлайн-консультации пациентов, допускают юридические ошибки. Об этом заявила 29 июня соосновательница «Школы юридической безопасности в медицине» Екатерина Попова на вебинаре «Медицина и онлайн — как не нарушать закон», передает корреспондент «МВ».
Юрист рассказала, что онлайн врач может оказывать два типа услуг: телемедицинскую консультацию и информационную услугу. При этом телемедицинскую консультацию — с постановкой диагноза и назначением лечения — врач может проводить только в качестве сотрудника клиники, с которой пациент должен подписать договор на получение медуслуги. Кроме того, согласно законодательству, онлайн-прием должен проходить только на защищенном сервисе — на базе медицинской информационной системы (МИС) медорганизации.
Вне лечебного учреждения врач имеет право предоставлять только информационную услугу. То есть никаких медицинских решений специалист принимать не может, как и назначать/корректировать действующее лечение, иначе это будет расценено как осуществление медицинской деятельности без лицензии.
«Пациенты часто спрашивают у врачей-блогеров в личных сообщениях: «Подскажите, что делать, если назначенное лекарство не подходит?». Спрашивают второе мнение. По закону, на каждый такой случай врач должен присылать в ответ договор оферты, в котором будет сказано, что он может предоставить информационную услугу, но не назначить лечение. После этого консультирующий таким образом специалист должен превратиться в своеобразную энциклопедию и расписать, какие бывают заболевания и чему соответствуют симптомы, похожие на те, что описывает пациент. Но давать конкретные указания он не вправе».
Помимо договора оферты врач должен направить на подпись пациенту согласие на обработку персональных данных, политику конфиденциальности, а по итогу консультации выслать заключение. Если за эту услугу специалист берет денежные средства, он должен быть оформлен как самозанятый или индивидуальный предприниматель и выдать после оплаты чек. «Даже если у врача нет четкого тарифа на консультирование, но пациент благодарит его переводом какой-либо суммы на карту, это считается получением дохода и должно облагаться налогом», — пояснила в разговоре с «МВ» Екатерина Попова.
Правила распространяются и на общение лечащего врача с пациентом, если последний уже пишет в соцсети медработнику во внерабочее время. «Сколько бы лет врач не наблюдал пациента, как бы хорошо он не знал его диагноз, назначить лекарство по смс или скорректировать схему лечения он не имеет права», — подчеркнула юрист.
Как пояснил «МВ» партнер экспертно-юридической группы «Медика Пруф» Иван Перечей, врач, который, прикрывшись оказанием информационных услуг, начнет ставить диагнозы и назначать лечение заочно при переписке в мессенджерах, де-факто начнет оказывать услуги, не соответствующие закону «Об основах охраны здоровья граждан». Такие действия подпадают под ст. 14.4 КоАП РФ «Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям». По ней медику грозит штраф до 2 тыс. руб. как физлицу, а если он помимо этого ведет предпринимательскую деятельность без образования юрлица — до 20 тыс. руб.
В «Школе юридической безопасности в медицине» «МВ» сказали, что ответственность может быть и уголовной. Врача можно судить по ст. 235 УК РФ («Незаконное осуществление медицинской деятельности»), если пациенту приченен какой-либо ущерб. По статье медику грозит до трех лет колонии.
Екатерина Попова отметила, что в ее практике нередки случаи, когда в правоохранительные органы и в налоговую на врача жалуются его знакомые, которым он проводил онлайн-консультирование.
Распространение телемедицины способствует оптимизации ресурсов медорганизаций и повышению доступности качественной помощи. При этом развивающаяся отрасль требует проработки новых подходов к найму и обучению сетевых специалистов. О проблемах онлайн-медицины «МВ» писал здесь.
Проведенный осенью 2022 года опрос в США показал готовность пациентов получать медицинскую помощь без посещения клиник. Самый высокий уровень освоения цифрового здравоохранения среди миллениалов: в 2018 году 31% из них пользовались виртуальной медицинской помощью, в 2022-м показатель вырос до 56%. Но и пожилые американцы не отстают, хотя и демонстрируют более медленный темп освоения телемедицины: 14 и 24% соответственно. Две трети опрошенных заявили, что с удовольствием перешли бы на дистанционное консультирование с целью профилактики заболеваний.
В России каждый пятый житель хоть раз посещал врача заочно. Самыми востребованными специальностями для онлайн-консультаций стали терапевт и психолог.
Источник: Медвестник
Последние новости
Чебоксары заняли второе место в конкурсе «Умный город»
Город стал лидером в модернизации городского хозяйства с использованием цифровых технологий.
Дефицит антирабической вакцины в Краснодаре и стабильная ситуация в Крыму
Крымские власти уверяют, что запасов вакцины достаточно для всех нуждающихся.
Сложная операция по протезированию сонной артерии проведена в Крыму
Врачи успешно выполнили вмешательство, и пациент почувствовал значительное улучшение.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией