«Школа без медика - это нонсенс»

Медработник в школе нужен не только для оказания первой помощи, но также для диагностики болезней в раннем возрасте.

Медработник в школе нужен не только для оказания первой помощи, но также для диагностики болезней в раннем возрасте. Фото Анны Кадниковой.

Детские травмы во время перемен и на уроках физкультуры - не редкость. И далеко не всегда это просто разбитые коленки. Бывают очень серьёзные случаи. Поэтому родителям важно, чтобы в школе был человек, который сможет провести первичную диагностику, оценить состояние ребёнка, оказать первую помощь. А ещё нужно профессиональное сопровождение образовательного процесса. Дети проводят в школе по 6-8 часов. Что они едят? Как они сидят? Какая у них физическая активность? За всем этим должен следить сотрудник медицинского кабинета образовательного учреждения. Но в Крыму такие кабинеты есть далеко не везде. А половина действующих не имеет лицензии, дающей право на работу.

Как без медкабинета?

В советское время медкабинеты в школах не пустовали. Детям там не только делали прививки и оказывали первую помощь, а предлагали достаточно обширный перечень медицинских услуг. Можно было пройти осмотр узких специалистов, получить консультацию по хроническим болезням, вылечить зубы. Сейчас многие медкабинеты в крымских школах на замке: устарели, не соответствуют лицензионным требованиям либо в них некому работать.

- Самый больной вопрос для нас - медицинские работники. Сегодня в Симферопольском районе есть восемь учебных учреждений,
для которых мы не можем найти сотрудников, - рассказывает заместитель главного врача ГБУЗ РК «Симферопольская центральная районная клиническая больница» Марина Левина. - Вроде бы не очень много, но я считаю, что школа или детский сад без медика - это просто нонсенс. Второй острый вопрос: за счёт каких ресурсов платить зарплату медработникам в учебных учреждениях - источник финансирования не определён.

Действительно, сложно себе представить, как школа или детсад могут обходиться без медицинского кабинета. При любом ЧП, даже разбитой коленке, педагоги не имеют права оказывать ребёнку помощь - они должны вызывать «скорую». А эта служба и без того постоянно перегружена. 

Между тем медработникам в учебных учреждениях и без несчастных случаев есть, чем заняться. Сейчас становится всё больше детей-аллергиков, диабетиков и ребят с другими особенностями здоровья. Для них должны быть созданы определённые условия. Например, дети с диабетом часто вынуждены делать себе уколы инсулина в туалете, потому что других помещений для этого не предусмотрено.

Под разными началами

На сегодня из 931 медицинского кабинета образовательных организаций лицензия есть только у 467. По информации учебных учреждений, 105 кабинетов не соответствуют требованиям для получения положительного санитарного заключения для последующего получения разрешения на работу. Между тем, согласно плану, утверждённому крымским правительством в этом году, процедура лицензирования медкабинетов всех образовательных организаций должна быть завершена до 15 марта 2023-го.

Отчасти процесс получения лицензий тормозит то, что у медкабинетов нет, грубо говоря, одного хозяина - единого ведомства, которое занималось бы всеми проблемными вопросами. Сейчас одна часть кабинетов находится в ведении Министерства здравоохранения, другая - в ведении Министерства образования, науки и молодёжи. Каждое ведомство занимается лицензированием самостоятельно.

- Основной причиной задержки лицензирования у нас стало то, что изначально все 47 медицинских кабинетов собирались передать в ведение Минздрава. Но в результате оценки сложности ситуации, главой районной администрации было принято решение проводить лицензирование силами образовательных учреждений, - объясняет начальник управления образования, молодёжи и спорта администрации Белогорского района Евгения Рябченко. - То есть, активная работа по проведению текущего ремонта и дооборудованию медицинских кабинетов у нас началась только с сентября этого года. На сегодня мы получили девять лицензий. Но, думаю, полнос­тью закрыть вопрос сможем к февралю следующего года.

Источник не определён

Однако главным вопросом остаётся, кто будет работать в медицинских кабинетах? Эта проблема, кстати, актуальна для всех регионов нашей страны. По данным уполномоченных по правам ребёнка в РФ, в России около 100 тыс. школ и детских садов вместе взятых. В то время как педиатров - в два раза меньше. То есть, чтобы направить специалиста в каждую образовательную организацию, придётся вообще закрыть все детские больницы и поликлиники - сценарий совершенно нереальный.

Сейчас в большинстве образовательных учреждений проблема кадров решается за счёт того, что работающие там врачи находятся в штате медицинских организаций. Нередко они, также как и медсёст­ры, обслуживают несколько образовательных организаций, совмещая это ещё и с приёмом пациентов в поликлинике.

- Всю потребность почти в тысячу медицинских работников - по числу учреждений образования в нашем регионе - мы, конечно, обеспечить не можем, - признаёт заместитель министра здравоохранения РК Антон Лясковский. - Но в части тех учреждений, которые переданы Минздраву, ответственность лежит на нас, поэтому мы будем требовать с главных врачей районных и городских больниц решить этот вопрос. Скорее всего, за счёт совмещения. Но этот опыт не совсем успешный - не достаточно контроля и взаимодейст­вия между медработником и администрацией учебного учреждения. Например, медик может сказать в школе, что он сегодня работает в больнице, а в больнице - что он в школе, и не появляться нигде. Мы, к сожалению, с этим сталкивались.

По информации медицинских организаций, на сегодня 82 медкабинета в школах и детсадах республики не обеспечены медицинскими работниками. И понимания, где их искать, пока нет. Кроме того, не везде на сегодня решён вопрос в части обеспечения заработной платы сотрудников медицинских кабинетов в учебных учреждениях.

- Например, в Сакском, Черноморском, Джанкойском районах и Судаке планируют обеспечивать зарплату медработников из республиканского бюджета. Но я там соответст­вующей строки расходов не видела, - констатирует председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Государственного Совета РК Анна Рубель. - Получается, что у муниципалитетов есть надежды, которые не отображены в законе о бюджете.

Часть организаций, например, в Первомайском, Кировском, Советском рай­онах, Симферополе и Алуште, собираются оплачивать работу медработников в учебных учреждениях за счёт средств Фонда обязательного медицинского страхования. Однако в Минздраве заявляют, что это невозможно. Дело в том, что в медицинский полис включено лишь около 20% видов медицинских услуг, которые входят в обязанности врача или  медсестры, занятых в садиках и школах. Хотя в Крыму имеется прецедент, доказывающий возможность подобной практики - в Джанкойском районе.

- В учебных учреждениях наши сотрудники работают по совместительству - основная ставка у них в поликлинике. Оплата труда происходит за счёт средств ФМС. Такую систему мы практикуем с 2014 года, - рассказывает главный врач ГБУЗ РК «Джанкойская центральная районная больница» Вячеслав Овчинников. - С тех пор у нас было несколько проверок территориального фонда, которые признали обоснованной выплату зарплаты работникам медкабинетов из фонда медицинского страхования. Замечаний не было.

Елена ЮМАНОВА.

Последние новости

Бюджет Республики Крым на 2025 год утвержден с дефицитом в 4,1 миллиарда рублей

Государственный совет РК утвердил новый бюджет с увеличением доходов.

Всероссийский рейтинг для малого и среднего бизнеса

Проект предоставляет возможность участвовать компаниям из различных отраслей.

Ослабление рубля: причины и последствия

Эксперт объясняет факторы, влияющие на курс национальной валюты.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Павловском Посаде

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *