Каждой школе - по медику

Дети должны иметь возможность получать прививки и проходить медосмотры прямо в школе.

Дети должны иметь возможность получать прививки и проходить медосмотры прямо в школе. Фото из открытого источника.

По данным Общероссийского профсоюза образования, ежегодно в учебных заведениях нашей страны происходит почти 20 тысяч несчастных случаев с участием детей. В советское время в каждой школе был медицинский кабинет, где можно было получить первую помощь, сделать прививку или пройти медосмотр. Сейчас в штатном расписании большинства учебных учреждений медицинской сестры нет - медобеспечение возложено на ближайшие поликлиники. На днях вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила с инициативой о возвращении в школы должности медсестры. И Минздрав России поддержал эту идею.

Максимум - вызвать «скорую»

При этом, согласно предложенной инициативе, школьные медики должны быть прикреплены к медорганизациям. Как следует из письма министра здравоохранения Российской Федерации Михаила Мурашко, «в настоящее время, до утверждения нового порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, Минздравом России совместно с Минпросвещения и Роспотребнадзором проводится работа по подготовке методического письма для субъектов РФ с актуализированными функциональными обязанностями медицинских работников в части охраны здоровья обучающихся».

Сейчас в большинстве российских регионов в школах нет не только медаботников, но и медицинских кабинетов. Время от времени в учебные учреждения наведываются педиатры или медсёстры из районных поликлиник - в среднем раз в неделю.

- Когда в школах были медкабинеты, всё было понятно: и прививки контролировались, и диспансеризации осуществлялись, - констатирует врач-педиатр, инфекционист Евгений Тимаков. - Сейчас в школы время от времени приходят врачи из поликлиник и проводят разовые манипуляции. Кого застали - того и привили. Но медицинский работник в школе крайне необходим, ведь там постоянно возникают ситуации, которые требуют незамедлительной помощи детям. По закону, учителя сейчас не имеют права оказывать ребёнку медицинскую помощь. Максимум, что они могут, это вызвать «скорую».

Понятно, что не стоит ждать целительских чудес от медицинской сестры, даже когда она в школе есть, но при некоторых заболеваниях и травмах многое решает грамотное поведение именно в первые минуты.

Приходящие и уходящие

У кого-то не выдержали нервы из-за контрольных, нужна справка для занятий физкультурой, кто-то пострадал во время беготни на перемене, плюс эпидситуация, которую нужно контролировать, чтобы и школьники, и учителя не выпадали из учебного процесса, - это только некоторые доводы в пользу того, что медработник в школе не останется без дела.

- По сути, школы и детские садики - это организованные коллективы детей, эпидемиологическая обстановка внутри которых имеет определённые закономерности. Поэтому следить за состоянием здоровья учащихся и в частности проводить профилактику развития заболеваний - очень важная задача, - убеждена председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Государственного Совета РК Анна Рубель. - Отклонения в развитии ребёнка также проявляются непосредственно в коллективе. Кроме того, у родителей есть обязанность - проходить с детьми периодические медицинские осмотры, участвовать в прививочных кампаниях. Государство через школьные медкабинеты даёт гражданам возможность делать это более организованно и удобно.

В отличие от многих других российских регионов, в Крыму медицинское сопровождение в школах и детских садах предусмотрено. Правительство республики ещё несколько лет назад разработало и реализовало программу модернизации медицинских кабинетов в учебных учреждениях. На сегодняшний день их в Крыму чуть менее тысячи. Практически все имеют медицинскую лицензию и всё оснащение, необходимое для проведения диагностики наиболее распространённых заболеваний. Кроме того, в медкабинетах есть все виды холодильного оборудования для хранения вакцин и укладки для оказания первой помощи. Работать в них имеют право только медсёстры и фельдшеры, получившие сертификат на оказание помощи детям. 

Но вот оказия: далеко не во всех этих кабинетах специалисты присутствуют постоянно. Большинство работающих в учебных учреждениях республики медиков находится в ведении Министерства образования РК. Эти медсёстры и фельдшеры числятся в штате школ и детских садов. Однако часть кабинетов передана в ведение Министерства здравоохранения РК. В них медицинскую деятельность осуществляет сотрудник больницы или поликлиники.

- Нужен единый федеральный подход, потому что сейчас регионы вольны сами выбирать, какой из этих вариантов лучше, - говорит Анна Рубель. - На мой взгляд, лучше, чтобы медики всё-таки находились в составе образовательных организаций. И многие руководители школ и детских садиков отмечают, что это удобнее. Деятельность сотрудника, который находится в подчинении директора или заведующего учебным учреждением, удобнее контролировать. Такой медработник всегда на месте. А если медицинский кабинет находится в системе здравоохранения, круг обязанностей медсестры определяет главный врач медучреждения, в штате которого она состоит. Получается, что такой медработник своего рода гость в учебном заведении.

А деньги чьи?

Ещё одна проблема, связанная с отсутствием единого подхода, - из каких средств платить зарплату работнику медкабинета? Вообще медики получают её в рамках системы обязательного медицинского страхования. Она работает по простой схеме: пациент получил услугу - медучреждение получило за её оказание деньги из страхового фонда. Из этих средств формируется банк оплаты труда, откуда все медики, причастные к оказанию услуги, получат средства в фонд своей зарплаты. Но в медкабинете при школе или детском садике оказание конкретной помощи - это лишь часть работы фельдшера или медсестры. Помимо этого, медик ведёт каждого ребёнка, следит за тем, чтобы дети вовремя получали нужные прививки, осматривает помещения на предмет соблюдения норм гигиены, участвует в составлении меню столовой и так далее. Вообще круг обязанностей школьного медика определён постановлением федерального правительства, которое представляет собой чёткий перечень медицинских услуг. Из них лишь несколько позиций входят в систему ОМС, а значит, могут быть оплачены из фонда медицинского страхования. Так что пока неясно, откуда брать зарплату для школьных медиков, если Госдума одобрит их перевод в систему здравоохранения.

- Заработная плата медиков, которые работают в школах и садиках и находятся в системе здравоохранения, под большим вопросом, - отмечает Анна Рубель. - В Крыму часть муниципалитетов, в которых медики раньше были в штатах школ и на оплату их труда были предусмотрены муниципальные средства, провели межбюджетный обмен - медсестёр передавали в систему здравоохранения вместе со средствами на их зарплаты. Но так произошло не везде, и в Крыму есть районы, где этот вопрос до сих пор не решён. На мой взгляд, это серьёзная проблема, которую нужно обсуждать, в том числе, на федеральном уровне.

Между тем руководители учебных учреждений отмечают ещё одну проблему: при том, что медицинские кабинеты есть во всех школах и садиках, не всегда получается найти тех, кто будет там работать. В республике отмечается нехватка медицинских кадров для работы в школах и садиках на полную ставку. 

Елена ЮМАНОВА.

Последние новости

Успешные испытания ракетной системы «Орешник»

Россия продолжает усиливать свои оборонные возможности в ответ на угрозы

Новая детская площадка в Саках: реализация обещаний депутата

Виктория Билан завершила проект по созданию игровой зоны для детей.

Крым 24: Обсуждение актуальных тем на телеканале

Телеканал «Крым 24» продолжает информировать о значимых событиях в регионе.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Минеральных Водах

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *