Почему дети проявляют жестокость и действительно ли это тенденция современного общества

Недавно двое учащихся одного из симферопольских колледжей, 17-18 лет, находясь в состоянии алкогольного опьянения, жестоко избили спящего в подземке мужчину без определённого места жительства.

Недавно двое учащихся одного из симферопольских колледжей, 17-18 лет, находясь в состоянии алкогольного опьянения, жестоко избили спящего в подземке мужчину без определённого места жительства. Этот чудовищный поступок подростков так и остался бы неизвестным, если бы пострадавшего не доставили в одну из городских больниц и врач, оказывавший бедняге медицинскую помощь, не сообщил о случившемся правоохранителям. В отношении парней заведено уголовное дело, им грозит до 12 лет лишения свободы. Фото: pixabay.com

К сожалению, сообщения о жестоком поведении и поступках детей и подростков нередко появляются в СМИ. Поневоле вспоминается и керченская трагедия. Почему часто вполне благополучные дети проявляют чудовищную агрессию и жестокость по отношению к другим людям? Или такие ЧП были во все времена? Об этом мы спросили у эксперта – декана факультета психологии Евгения Чёрного.

 

Что такое социальный интеллект

– К сожалению, примеров жестокосердия и безжалостности совсем юных ребят можно найти немало и в прошлом, и не только в нашей стране. Конечно, это зависит от особенностей культуры, ментальности, но более всего – от уровня психологической культуры, характерной для общества в целом и для той или иной семьи в частности. Впрочем, как бы мы это ни объясняли, это всегда ужасно. К слову, если говорить об описанном факте, то 17-18 лет – это уже не подростки, скорее юноши. В причинах такого поведения в каждом случае нужно разбираться отдельно, но есть и нечто общее. Например, низкий уровень морального сознания или неразвитый социальный интеллект.

Этот термин американский психолог и педагог Эдвард Ли То́рндайк ввёл в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Если коротко – это умение адекватно воспринимать ситуацию и адекватно на неё реагировать. Что такое «адекватно»? Есть определённые нормы в обществе, о которых как бы все знают. При высоком уровне морального сознания у молодых людей не возникло бы желания поиздеваться над беспомощным человеком. Если же моральное сознание неразвито или искажено, то именно социальный интеллект помог бы им прогнозировать последствия и вовремя остановиться и не реализовывать в поведении жестокость, агрессию, не нарушать нормы.

Возможно, у некоторых людей есть нечто такое и внутри, тем не менее у человека с нормальным социальным интеллектом имеются и какие-то внутренние «ограничители», назовём это так. У этих же парней либо алкоголь как бы снял эти ограничения, либо, страшно сказать, они не были сформированы в достаточной степени. Но корни такого поведения нужно искать в семьях этих молодых людей, в их ближайшем окружении.

Развитие социального интеллекта – процесс сложный и длительный. Изначально ребёнок не знает, как вести себя в рамках своего окружения. Но он учится, наблюдая, переживая и реагируя. Если ребёнку демонстрируют жестокость и агрессию, при этом даже, может быть, желая привить ему какие-то ценности, воспитать его, то неизвестно ещё, усвоит ли он эти ценности, примет ли их, ассимилирует ли. Но форму передачи этих ценностей ребёнок точно всегда воспримет и, скорее всего, будет применять в своём стремлении чего-то достичь в отношениях с другими людьми.

О примере в семье

– Если взрослые всё делают в жёсткой форме, проявляя таким образом власть по отношению к ребёнку, то, естественно, он почувствует свою слабость, беспомощность и униженность. Альфред Адлер называл это «патогенной детской ситуацией», которая приводит к стойкому стремлению компенсировать сильное чувство неполноценности превосходством над другими. И тогда мы видим детскую агрессию, причём зачастую у очень маленьких детей. Иногда это проявляется в игре со сверстниками или в других ситуациях.

Нередко именно жёсткая или жестокая агрессивная форма общения в семье становится единственным образцом поведения. К примеру, отец выработал этот стиль поведения, общения: «Я сильнее, важнее, значимее, в конце концов, я старше, и я – твой отец. Просто слушай меня и всё! А не будешь слушать, получай!» Причём когда спрашиваешь, например, у отца этого ребёнка (когда дело доходит до психологической консультации), всегда ли он проявляет свою власть по отношению к нему, выясняется, что нет. И с разными людьми отец ведёт себя не одинаково. Например, по отношению к тем, кто в общественной иерархии стоит выше его, имеет властный ресурс, он агрессивности не проявляет. Спрашиваешь, зачем же он своему ребёнку демонстрирует лишь один стиль – жёсткий? В ответ – тишина…

…Но когда ребёнок видит в семье или в других институтах социализации – в детском саду, в школе, что можно добиваться желаемого, применяя другие формы взаимодействия – вежливость, корректность, понимание, эмпатию, он учится конструктивному взаимодействию. Но для этого родители и другие взрослые должны демонстрировать ему эти формы взаимодействия – с ним, между собой, с другими людьми, то есть, как иногда говорят специалисты, «обогащать репертуар его поведения».

Если между родителями и ребёнком есть доверие, он испытывает уважение к отцу и матери, а не страх, конечно, лучшим образом развить социальный интеллект может семья. Поэтому с детьми надо общаться как можно больше, обсуждать с ними, что они делают, как поступают в той или иной ситуации и т. д. Социальный интеллект – это умение общаться, мудро строить отношения с другими людьми и конструктивно вести себя в обществе. Качество очень важное для любого ребёнка, да и для родителя тоже.

 

Всё дело в интернете?

– Не исключено, что некоторые дети путают в каких-то аспектах эти два мира – реальный и виртуальный. Когда мы, взрослые, зная, что у нас есть реальный мир, всё же время от времени заглядываем в мир виртуальный, соцсети например, мы всё равно разграничиваем эти вещи. Для ребёнка же этих границ нет, нет никаких «порогов и дверей», это для него одно пространство. В каком-то смысле в этом есть свой плюс: в виртуальном мире он хорошо ориентируется, может найти всё, что ему нужно. А минус, конечно, в том, что иллюзорное, искусственное из мира виртуального переходит в его реальную жизнь, и подросток иногда не видит между ними разницы. Ведь что в идеале должно произойти с ним в процессе его взросления?

Первое: должна развиваться рефлексия относительно того, что делает подросток, как он делает, что он сделал и т. д. Второе: у него развивается альтернативное мышление, он должен научиться предполагать, какие существуют варианты действия в той или иной ситуации. И третье, что в идеале должно развиваться у подростка, это способность прогнозировать: что будет, если я поступлю так или так. И если к 17-18 годам у молодого человека не сформируются эти качества – рефлексия, альтернативное мышление и прогнозирование, то сложно говорить о наличии у него развитого социального интеллекта. Не исключено, что он попадёт в тюрьму при каких-то обстоятельствах, на первый взгляд случайных. Но это будет признак закономерности. Потому что человек с низким социальным интеллектом обязательно нарушит какие-то элементарные нормы в определённой ситуации.

Елена Озерян

Последние новости

Изменения в законодательстве о защите окружающей среды

Новые инициативы направлены на улучшение экологии и снижение загрязнения.

Проверка трамвайного управления в Евпатории

Прокурор города оценил состояние главного пассажирского перевозчика.

Развитие семейного предпринимательства в Республике Крым

Круглый стол обсудил актуальные вопросы и риски семейного бизнеса.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Набережных Челнах, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *