В мире мудрых мыслей К. Д. Ушинского
В рамках Года педагога и наставника освещаем педагогическое наследие выдающегося педагога-теоретика, педагога-практика.
(к 200-летию со дня рождения основоположника отечественной педагогики)
В рамках Года педагога и наставника освещаем педагогическое наследие выдающегося педагога-теоретика, педагога-практика.
Идеи поликультурного воспитания в наследии К.Д. Ушинского .
На протяжении всей истории отечественного образования основная идея — воспитание уважительного отношения к традициям и культуре народов, населяющих нашу страну, недопущение дискриминации людей по принципу религиозной или национальной принадлежности, признание равноправия представителей всех национальностей, обязательное сохранение национальной самобытности и культуры.
Специфика воспитательного процесса базируется на принципе учета национальных и региональных особенностей, целью воспитания в современных реалиях является формирование национальной идентичности личности воспитанника, что позволяет снимать противоречия, существующие между нормами и системами воспитания и обучения, приемлемыми этническими меньшинствами, с одной стороны, и доминирующими нациями – с другой. Учет национальных различий, поддержка национальной идентичности способствуют взаимообогащению культур в образовательной и музейной среде.
Учитывая многонациональный и поликультурный состав населения, говорящих на различных языках, исповедующих разные религии, имеющих богатое культурно-историческое наследие, особенности менталитета все эти народы объединяет общая история и будущее. Ведь на протяжении веков основами исторического развития наций и народностей были взаимопонимание и взаимопомощь. Рассматривая идеи воспитания в историческом аспекте, следует отметить, что традиции поликультурного образования и воспитания привлекали внимание представителей педагогического сообщества еще в середине XIX века. Без сомнения, основоположником традиции воспитания с учетом национальных особенностей был Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871) – педагог, один из основоположников научной педагогики в России, детский писатель, наставник, популяризатор родного языка, учитель русских учителей.
Педагогические и философско-гуманистические идеи К.Д. Ушинского занимают важное место в определении сущности идей народности и поликультурного воспитания. Именно он внес существенный вклад в развитие отечественной и мировой педагогики.
Глубокий историко-педагогический анализ теоретических и эмпирических аспектов воспитания и образования в России и за рубежом, позволил педагогу отразить положительные стороны и выявить «пробелы» в этой области. Последователями Ушинского стали передовые педагоги народов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Казахстана. Он оказал огромное влияние на развитие педагогики в Чехии, Болгарии, Польше и ряде других стран. Особую роль Константин Дмитриевич отводил родному языку как составной части национальной культуры. Центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского – идея народности, обучение детей на родном языке, основанное на единстве общечеловеческого и национального воспитания.
Будучи за границей, он написал и издал учебную книгу энциклопедической широты «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» – «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей».
Большое значение придавал К. Ушинский устному народному творчеству. В «Родном слове» им впервые была установлена роль языка в становлении и развитии личности и как одного из самых эффективных средств воспитания. Ушинский писал, что это: «первые и блестящие попытки народной педагогики», и никто не может соперничать с «педагогическим гением народа». И «Родное слово», и «Детский мир» содержат много сказок, былин, загадок, поговорок. В сказках народ увековечил свой опыт, запечатлел моральные ценности и убеждения, аллегорически изображал общественные процессы и людей, воспроизводил свой быт и обычаи, потому сказки являются ценным источником духа человеческого.
Свою педагогическую практику К.Д. Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). В ней родной язык, отражающий историю народа, впитывающий его многовековой духовный опыт, объявляется самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником», который «учит удивительно легко».
По мнению К.Д. Ушинского, система воспитания, сформированная самим народом, имеет особую силу, которая отсутствует в самых передовых системах, базирующихся на абстрактных идеях или заимствованных у других народов. Все эти идеи в итоге и стали толчком к появлению национальных школ, ориентированных на просвещение и обучение с учетом принципа народности.
К.Д. Ушинский был наставником педагогов, которые добивались создания национальных школ. Это делало его народным просветителем мирового масштаба. К.Д. Ушинский сам осознавал необходимость духовного и культурного сотрудничества народов. Он был отличным знатоком истории разных стран и народов. На личном примере Ушинский обучал педагогов других национальностей любви к своей истории, родному языку, человеческой душе.
Условия, необходимые для воплощения в жизнь идеи поликультурного воспитания, должны отвечать определенным требованиям:
— отражение в содержании идей гуманизма;
— выделение и описание уникальных черт народов;
— приобщение детей к культуре родного народа.
Поликультурное воспитание должно осуществляться в определенных направлениях:
— обогащение информацией (знаниями о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей);
— эмоциональное влияние (в процессе реализации первого направления – «обогащение информацией» – важно вызвать обратную связь в душе человека, «разбудить» его чувства);
— поведенческие нормы (знания, полученные о нормах взаимоотношений между народами, культура поведения, речевой этикет, должны быть обязательно закреплены в собственном поведении).
В этих условиях особую значимость для учреждений культуры и образования приобретает изучение и творческое использование позитивного мирового опыта поликультурного воспитания, в частности опыта К.Д. Ушинского.
Осмысление общечеловеческих и традиционных духовно-нравственных ценностей, преемственно передающихся от поколения к поколению в виде теоретического наследия и практического опыта, стимулирует познавательную, творческую, исследовательскую, проектную, интеллектуальную деятельность современных педагогов и обучающихся, направлено на развитие устойчивого интереса обучающихся к профессионально-педагогической деятельности, повышение престижа профессии учителя, формирование потребности молодежи в личностном и профессиональном росте.
Источники:
1. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. – Москва: Высш. шк., 2004. – 168 с.
2. История создания книг К.Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allbest.ru/
3. Кондукторова Н.В. Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современной системе образования / Н.В. Кондукторова // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 3-6.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – Москва: Просвещение, 1968. – 557 с.
Зарединова Э.Р., научный сотрудник КМКИН
Последние новости
Успешные испытания ракетной системы «Орешник»
Россия продолжает усиливать свои оборонные возможности в ответ на угрозы
Новая детская площадка в Саках: реализация обещаний депутата
Виктория Билан завершила проект по созданию игровой зоны для детей.
Крым 24: Обсуждение актуальных тем на телеканале
Телеканал «Крым 24» продолжает информировать о значимых событиях в регионе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией