В Крыму подняли немецкую самоходную установку Stug III
Корреспондент «Комсомолки» принял участие в экспедиции [фото] Иван КОСТОГРЫЗОВ - Вира, вира!
- Вира, вира! Только осторожно, давай воде стечь! - доносится на борту килекторного судна черноморского флота КИЛ - 158.
У экипажа довольно необычная задача: поднять со дна Черного моря немецкую самоходную артиллерийскую установка StuG III.
В далеком 1943 году немецкий транспортный корабль Santa Fe шел с грузом боеприпасов и техники с территории Румынии в Крым в сопровождении боевых кораблей румынского флота. Но 23 ноября 1943 года на Santa Fe раздался мощный взрыв, отправивший корабль на морское дно.
Основной груз корабля составляли самоходные артиллерийские установки Sturmgeschütz III.Эти боевые машины были самыми массовыми самоходками Третьего Рейха, однако до наших дней их дошло не так уж и много. Поэтому те машины, что ушли на дно вместе с Santa Fe, имеют существенную историческую ценность. В 1990-х годах было поднято как минимум две самоходки. Одну из них продали в Великобританию, где ее восстановили до ходового состояния. Вторая сейчас является экспонатом крупнейшего из частных музеев бронетехники в России.
Восстановленное самоходное орудие с Santa Fe в Британии
После томительного ожидания над поверхностью воды появляется корпус боевой машины. Технику из воды поднимают медленно, позволяя стечь воде чтобы избежать лишней нагрузки на тросы. Но наконец орудие удается поставить на палубу судна, и нам представляется возможность повнимательнее изучить технику, что не видела солнечного света более 70 лет.
Корпус боевой машины впервые с 1943 года поднимается на поверхностьФото: Иван КОСТОГРЫЗОВ
Корпус самоходки покрыт мидиями и илом. Но несмотря на это, видно что машина относится к поздним производственным сериям, так она как покрыта циммеритом - особой обмазкой для брони против магнитных мин.
Остатки циммерита на бортах бронетехникиФото: Иван КОСТОГРЫЗОВ
В России трофейных экземпляров с оригинальным покрытием данного типа практически нет, так как данная технология применялась уже на позднем этапе второй мировой войны, в 1943 - 1944 году.
К сожалению, рубка и орудие самоходки не сохранилисьФото: Иван КОСТОГРЫЗОВ
К сожалению, на поднятом экземпляре не сохранилось рубки с орудием. Однако, сохранились оригинальные бандажи опорных катков с названием фирмы - производителя, а также элементы приборной панели механика - водителя, и даже банник - специальная щетка для чистки орудия.
Бандаж поддерживающих катков с клеймом производителяФото: Иван КОСТОГРЫЗОВ
Кроме того, на борту техники был и боезапас. Десятки снарядов калибра 75 мм а также несколько пулеметных лент также как и 70 лет назад лежали в боевом отделении самоходного орудия. Все взрывоопасные предметы будут переданы саперам Черноморского флота РФ для утилизации.
В боеукладке самоходки по прежнему лежат снаряды и боекомплект для пулеметаФото: Иван КОСТОГРЫЗОВ
В дальнейшем очисткой и реставрацией техники займутся специалисты Экспедиционного центра Министерства обороны РФ и Русского Географического Общества. После реставрации техника будет передана в музейный фонд.
ИСТОЧНИК KP.RU
Еще больше материалов по теме: «История Крыма»
Последние новости
Успешные испытания ракетной системы «Орешник»
Россия продолжает усиливать свои оборонные возможности в ответ на угрозы
Новая детская площадка в Саках: реализация обещаний депутата
Виктория Билан завершила проект по созданию игровой зоны для детей.
Крым 24: Обсуждение актуальных тем на телеканале
Телеканал «Крым 24» продолжает информировать о значимых событиях в регионе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку