Походы, приключения и песни у костра: как проходят уроки у школьного учителя географии
Походы и приключения, а также песни у костра – так выглядит жизнь крымского географа, отдающего всё своё время и сердце ученикам.
Как передает Крымская газета, Суббота, 26 ноября - «Крымская газета».
Походы и приключения, а также песни у костра – так выглядит жизнь крымского географа, отдающего всё своё время и сердце ученикам. Школьный учитель географии Олег Казлитин поделился тёплыми историями, рассказав в рамках рубрики, в которой «Крымская газета» задаёт наивные вопросы профессионалам своего дела, как у него современно проходят уроки.
«И ВДРУГ ИЗ ТУМАНА ВЫПЛЫВАЕТ КамАЗ»
– Почему захотели стать учителем географии?
– Большую роль сыграла моя семья. Мама работала в школе. Она отдавала много сил и энергии, успевала учить меня и моего брата, помогала отцу (журналисту, к слову). Бабушки – воспитательницы. Вспоминается ещё, что в детстве мне нравилось быть наставником для младших своего двора. Требовались мудрость, опыт, тактика, чтобы подтянуть остальных. К тому же география – одна из тех наук, которые ближе всего к природе, к естественному пониманию мира. Если через эту призму рассказывать о жизни, о том, что человек – частичка нашей чудесной планеты, то можно помочь реализоваться добрым, умным и настоящим и сохранить детство ребёнка.
– Поделитесь, пожалуйста, интересными историями, связанными с учениками.
– У меня как у учителя много весёлых историй. Если бы я их записывал, получился бы толстый справочник интересных воспоминаний. Мёрзли в пещерах, «сражались» с лошадьми, заинтересовавшимися нашими запасами еды. Больше всего запомнилась та, что полна череды событий, поразительно сменяющих друг друга. Отправились мы как-то осенью в поход со сборной разных классов и групп по восточному Крыму. Наша группа состояла из 10 человек. В какой-то момент мы забрели в сильнейший туман высотой три-пять метров. Видимость плохая, в горах в таких условиях всё кажется одинаковым. Было сложно, и мы долго плутали. Уже темнело. А в Симферополе детям нужно было быть не позже восьми вечера, всех ждали мамы. Мобильные телефоны не у всех в то время были. Шли на износ, пока до нас не донеслись выстрелы лесников-охотников, группы егерей на одной из вершин. Пришлось подбираться к ним, несмотря на пули, свистящие рядом. К счастью, они любезно показали старую, но короткую дорогу, по которой мы и пошли всё такие же напуганные и уставшие, хотя виду не подавали. Вдруг из тумана выплывает КамАЗ с прицепчиком (позже оказалось, что водитель вёз пчёл и мёд в бочках). Он и согласился подвезти. Места заняли у бочек с мёдом. С сильным желанием подкрепиться, к слову… Немногим позже вышли на трассе, а там как раз стоял пост ГАИ. Услышав нашу историю, они остановили автобус Геленджик – Симферополь. Как сейчас помню, весь такой новый, красивый, комфортабельный. Мы заходим замызганные, дурно пахнущие и мокрые в этот автобус. Водитель в недоумении. Внутри сидели интеллигентные люди в деловых костюмах, пытались скрыть изумление. Для того чтобы не испачкать автобусные кресла, мы не посмели сесть и проехали весь путь стоя. Так и добрались до Симферополя. А в памяти этот день остался весёлым и тёплым.
– На современных уроках географии обучают ориентироваться по картам «Гугл» и «Яндекс»? Вам приходится придумывать новые форматы обучения?
– Хотя такого требования в образовательной программе нет, я объясняю детям, как пользоваться приложениями-картами, найти точку местонахождения и кратчайший путь к какому-то объекту. Как турист признаюсь, что современные онлайн-карты – действительно большое подспорье. Поэтому говорить об этих картах на школьных уроках, конечно же, надо. Что касается форм обучения, то я всё-таки приверженец старой школы. По-прежнему довольствуюсь тем, что понимаю сердцем, душой и своими мозгами. Часто на уроках обращаюсь к классике, цитирую, читаю стихотворения, исполняю песни, в которых отражается географический смысл. Одна из форм внеурочной деятельности – это походы, экскурсии, даже экспедиции. Последние наши походы были посвящены реконструкции различных арт-объектов, связанных с местами боёв в годы ВОВ.
АЛЬФА И ОМЕГА ГЕОГРАФИИ
– Что эффективнее: учиться на одни пятёрки или повышать осознанность?
– И то и другое хорошо. Есть дети, которые более способны к интенсивной учёбе, они могут учиться на одни пятёрки. Для них отметки как достижения. Есть другие, которым сложнее даётся освоение программы. Они сами выбирают (это, кстати, здорово – сознательно выбирать) те предметы, которыми увлёк учитель. Важно донести главное назначение предмета, убедить, что он может стать самым обалденным лесничим, экскурсоводом, а может, вырастет заменой мне.
– Как легко и быстро понять географию?
– Это, наверное, всё-таки сложно. Но в качестве примера: берёте с собой топографическую карту в крупном масштабе и, выйдя на местность, ставите цель достичь какого-то родника или места сбора. Можно пойти коротким путём, но вверх. Горизонтали близко? Значит, крутой склон, какая-то пересечёнка идёт или ущелье на пути. А можно в обход, но зато меньше энергии потеряешь и быстрее придёшь. Установишь лагерь дотемна, сваришь ужин... То есть тут нужно практически заложить задачу, с которой ребёнок должен справиться. А учителю создать ситуацию успеха для него.
ЕЩЁ НЕ ЕНА
– Как молодому учителю не выгореть в первый год?
– Я «горю» для детей. Если вы пришли с открытым сердцем, чтобы помочь детям найти себя в этом мире, тогда справитесь несмотря на преграды. В коллективе не сразу, но обязательно сложится. Если до конца быть верным своей научной идее, искренне быть заинтересованным в дружбе, подбирать разные подходы к воспитанию, дети сами потянутся.
– Каков карьерный рост для представителей вашей профессии?
– Уже будучи специалистом, я начал получать категории, пока не стал старшим учителем. Следующая стадия – методист. Но работа с документами мне не по душе, не в моём стиле. Я просто хочу быть полезным в первых рядах учителей. А если ученик стал учёным, звонит рассказать о своих достижениях, то это победа и апогей карьерного роста.
Топ фаворитов героя:
• «Перевалами Горного Крыма», «Куэсты Крымского Предгорья» Александра Ены;
• «Ай-Петри. Путеводитель» Владислава Душевского;
• «Путешествие на «Кон-Тики» или «Экспедиция «Кон-Тики» норвежского путешественника Тура Хейердала;
• «Два капитана» Вениамина Каверина (был создан прекрасный одноимённый фильм).
Диана МАСЛОВА
Источник: https://gazetacrimea.ru
Последние новости
Антитеррористические учения в поселке Никита
В Ялте пройдут учения по проверке готовности к ликвидации террористических угроз.
Инфляция в Крыму достигла 8% в октябре 2024 года
Центробанк России сообщает об ускорении инфляции в регионе.
Нарушения в продаже ветеринарных препаратов: выявлено 127 сайтов
Россельхознадзор инициировал блокировку нелегальных торговых площадок.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку